Богоявленский угличский женский монастырь. Углич

Угличский Богоявленский женский монастырь основан в конце 14-го века великою княгинею Евдокиею, в иноч. Евфросинией, Димитриевною, женою московского князя Димитрия Иоанновича Донского. Монастырь был в кремле в северо-западном углу бывшей крепости. В 1611 г. монастырь был разорен поляками. В 1620 г. по грамоте Великой старины Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича, восстановлен на прежнем месте. В 1661 году, по грамоте царя Алексея Михайловича, перенесен на настоящее место. В монастыре каменные церкви: 1) Смоленская, прежде именовавшаяся Богоявленскою, двухэтажная, основана в 1689 г. на сумму доброхотных дателей; 2) Феодоровская Богородичная - одноэтажная, холодная, основана в 1805 г. на сборную сумму; при сей церкви в 1837 г. построена каменная колокольня; 3) Богоявленская - теплая соборная, одноэтажная, основана в 1848 г. на сборную сумму; 4) Достойновская Богородничная, двухэтажная, теплая; устроена в 1886-87 г.г. на средства доброхотных дателей. Всех престолов в церквах 7: 1) в Смоленской - два, главный в честь "Одигитрии" Смоленской Богоматери, а в северном левом приделе в честь Воздвижения Креста Господня. Бывшие в нижнем этаже сей церкви два престола: свв. Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного и святителей Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского в 1846 г. упразднены; 2) в Феодоровской - один престол в честь "Одигитрии" Феодоровской (угличской) иконы Богоматери; 3) в Богоявленской соборной - три престола: главный во имя Богоявления Господня, в южном правом приделе в честь Толгской иконы Богоматери, а в северном левом приделе во имя святителей Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, и Николая, Архиепископа Мирликийского; 4) в Достойновской церкви - один престол в честь иконы Богоматери "Достойно есть". В 3-х верстах от гор. Углича на монастырской даче "сельцо Петровское" приписная Иннокентиевская кладбищенская церковь, каменная, одноэтажная, теплая, с каменною колокольнею, устроена в 1896 г. Престолов в ней один во имя св. Иннокентия Иркутского Чудотворца. Монастырского капитала в %% бумагах 194.957 руб., с которого получается %% в пользу церкви 2977 руб. 24 к., в пользу сестер 3676 руб. 75 коп., и в пользу причта 1488 руб. 71 коп. Каз. сод. 337 р. 43 к. Земли 330 дес. 1039 кв. саж. Внутри монастыря пять каменных, двухэтажных корпусов, один одноэтажный каменный корпус, четыре деревянных дома и службы. Монастырь обнесен каменной оградой с четырьмя башнями. При монастыре - приходская школа для девочек с классом рукоделия, школа грамоты, больница на 10 кроватей и странноприимная комната для приходящих богомольцев. Часовен три: 1) под Богоявленским соборным храмом; 2) при Иннокентиевской кладбищенской церкви, устроена в 1898 г.; и 3) в гор. Рыбинске в 25-м квартале, устроена в 1872 году.

Богоявленский девичий монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией, в иночестве Ефросиньей, женой Дмитрия Донского. Первоначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной части. В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге. Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII - начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда, а в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора.

Богоявленский женский монастырь славился рукоделием монахинь-золотошвеек: лицевым, орнаментальным шитьем; вышивками шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Здесь сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений декоративно-прикладного искусства.
Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советский период его храмы использовались под складские помещения.
В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 году Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 году – Федоровский. В 2000 году Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви.
Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.

Богоявленский монастырь не принадлежит к числу древних. Есть две версии его появления. Согласно первой, его основала в конце XVI века Мария Нагая, мать царевича Димитрия и последняя жена Ивана Грозного. Согласно второй - Ксения Шестова (инокиня Марфа), мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.
Первоначально обитель находилась в юго-западной части кремля, за прудом. В Смутное время вражеские отряды ворвались в кремль, разорили монастырь и убили насельниц вместе с игуменией Анастасией. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место - на Ростовскую дорогу.
Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления. В XIX веке после строительства нового собора церковь была переосвящена в честь Смоленской Иконы Божией Матери. В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества. Реставраторам посчастливилось раскрыть и восстановить прежнее убранство глав церкви – теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зелёной черепицей.
Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются корпуса братских келий, Федоровская церковь (1818г.), каменная ограда. Церковь Фёдоровской Иконы Божией Матери, пожалуй, наиболее интересный угличский памятник XIX века. Необычен для Углича её крестообразный план. Скорее всего, здесь сказалось влияние столичного зодчества второй половины XVIII века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста. Внутреннее пространство церкви украшено яркими росписями. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым, братом Тимофея Медведева, расписавшего Спасо-Преображенский собор.
В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора. Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.
Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели в 1843-1853 гг. по проекту архитектора К. Тона. Постройка собора, несмотря на видимое благосостояние обители, стала настоящим подвигом для насельниц. Возводя столь крупное здание, они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игуменья монастыря Еликонида, которая была инициатором строительства.
Последним храмом монастыря стала небольшая церковь Иконы Божией Матери "Достойно Есть" (1886-1887 гг.), которая представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой.
В 1920-е годы монастырь закрыли, а дальше последовало его разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь "Достойно Есть" перестроена в жилой дом. Богоявленский собор практически до наших дней использовался под склад.
В 2003 году началось возрождение двух храмов обители - Федоровской и Смоленской церквей. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора - впервые за много лет разрухи и небрежения самый заметный храм Углича обрел достойный вид.
С 2010 года монастырь вновь действует как женская обитель.

Богоявленский монастырь не принадлежит к числу древних. Есть две версии его появления. Согласно первой, его основала в конце XVI века Мария Нагая, мать царевича Димитрия и последняя жена Ивана Грозного. Согласно второй - Ксения Шестова (инокиня Марфа), мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.

Первоначально обитель находилась в юго-западной части кремля, за прудом. В Смутное время вражеские отряды ворвались в кремль, разорили монастырь и убили насельниц вместе с игуменией Анастасией. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место - на Ростовскую дорогу.

Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления. В XIX веке после строительства нового собора церковь была переосвящена в честь Смоленской Иконы Божией Матери. В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества. Реставраторам посчастливилось раскрыть и восстановить прежнее убранство глав церкви – теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зелёной черепицей.

Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются корпуса братских келий, Федоровская церковь (1818г.), каменная ограда. Церковь Фёдоровской Иконы Божией Матери, пожалуй, наиболее интересный угличский памятник XIX века. Необычен для Углича её крестообразный план. Скорее всего, здесь сказалось влияние столичного зодчества второй половины XVIII века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста. Внутреннее пространство церкви украшено яркими росписями. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым, братом Тимофея Медведева, расписавшего Спасо-Преображенский собор.

В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора. Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.

Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели в 1843-1853 гг. по проекту архитектора К. Тона. Постройка собора, несмотря на видимое благосостояние обители, стала настоящим подвигом для насельниц. Возводя столь крупное здание, они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игуменья монастыря Еликонида, которая была инициатором строительства.

Последним храмом монастыря стала небольшая церковь Иконы Божией Матери "Достойно Есть" (1886-1887 гг.), которая представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой.

В 1920-е годы монастырь закрыли, а дальше последовало его разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь "Достойно Есть" перестроена в жилой дом. Богоявленский собор практически до наших дней использовался под склад.

В 2003 году началось возрождение двух храмов обители - Федоровской и Смоленской церквей. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора - впервые за много лет разрухи и небрежения самый заметный храм Углича обрел достойный вид.

С 2010 года монастырь вновь действует как женская обитель.