Огласительные беседы.

Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак.

— Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

— Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

— Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит?

— Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

— В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

— В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

— Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

— С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся в первую очередь к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения, готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь — дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», а как и какими словами это будет сделано — дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия! Вопрос слушателя: «А если в молитве встречается: “…смиренную, грешную и недостойную рабу…”?» Ответ С. М. Масленникова: Опустите это слово! Если вас оно смущает — выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание — даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

— Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

— Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, Вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла в первую очередь о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, — говорится в одном из отзывов, — что для него [автора] ответ на Страшном Суде — это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация «уровней» одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация «Дневник кающегося» имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния — в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает — не может не воспитать — верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

— В Интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова — его не стоит смотреть и слушать?

— Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции — не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей — показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако, если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

— Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

— Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

— Известна ли реакция издательств, которые выпускают книги Сергея Масленникова? Они отнеслись с пониманием?

— Решение об отзыве грифов с трудов С.М. Масленникова принято недавно, и реакция издательств, его издающих, мне еще не известна. Очень надеюсь на понимание со стороны издателей и распространителей, поскольку забота о душах людей — это главное, что мы должны иметь в виду в подобных случаях.

Дорогие отцы, братия и сестры! В дни Святого Великого Поста мы рады начать публикацию многоценных авторских трудов С. М. Масленникова «Школа покаяния. О пути ко спасению» и “Аскетика для мiрян”. Из отзывов слушателей: «То, что я услышал в воскресной школе, произвело на меня потрясающее впечатление. Я так долго этого искал! То, что говорил преподаватель, как бальзам разливалось по моей душе, я не мог поверить в то, что слышал, всё так было мне близко, так нужно, я смотрел по сторонам, видел вокруг обыкновенных женщин, наверно, не понимающих своего счастья».

Об авторе

Сергей Михайлович Масленников - автор цикла бесед «О пути ко спасению», а также серии книг «Страсти - болезни души» и «Христианские добродетели».

Сергей Михайлович родился 26 июля 1961 г. в городе Чайковский Пермской области. В 1978 году окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1983 году закончил электротехнический факультет Уральского электро-механического института инженеров железнодорожного транспорта. С 1982 года состоит в браке, имеет двоих детей.

С 1983 по 1986 годы работал по специальности в Тобольской дистанции сигнализации и связи электромехаником, старшим электромехаником и начальником участка. В 1986 году вернулся в Екатеринбург (тогда Свердловск) и до 1994 года трудился на комбинате рыбной гастрономии начальником электроцеха, председателем профкома, заместителем директора по торговле, исполняющим обязанности директора.

В 1994 году принял Крещение. В это время у него появляется интерес к изучению духовной литературы, и в 1996 году, разом оставив все мирские дела, он почти три года посвятил изучению творений святителя Игнатия (Брянчанинова) и толкований святых отцов на Священное Писание. В 1999 году некоторое время трудился в одном из монастырей г. Екатеринбурга. В этом же году ему было предложено возглавить Отдел сбыта Екатеринбургской епархии. Продолжая изучать творения святых отцов Сергей Михайлович одновременно проводил «Уроки нравственности» для учащихся с 1-го по 11-й класс в средней школе № 129 г. Екатеринбурга.

С 2002 года трудился в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга, где нес послушания алтарника, чтеца и певчего. Вместе с этим одновременно проводил оглашение и воскресную школу для взрослых. Последнее потребовало повторного, более скрупулёзного и тщательного прочтения и изучения трудов святителя Игнатия. В этот период (2003 – 2008 гг.) появились около 200 часов аудио-лекций серии «Школа покаяния».

С 2005 года назначен преподавателем, а затем старшим преподавателем созданной настоятелем прихода с благословения правящего архиерея Школы покаяния. Занимая эту должность, собирал и обрабатывал учебные материалы Школы, разрабатывал программу, работал с учениками (прихожанами), обучал преподавателей. Благодаря Школе приход в краткий срок вырос почти вчетверо, а число причастников в воскресные дни составляет около 300 человек.

С 2010 года начал работать над составлением книг серий «Страсти – болезни души» и «Христианские добродетели» (всего 8 книг общим тиражом около 300 000 экземпляров) и проводить лекции «Аскетика для мирян».

В январе 2015 года за свою книгу « Примирение со Христом» удостоен звания лауреата Всероссийской литературной премии в честь святого благоверного князя Александра Невского в номинации «Богословие для народа» и награждён медалью святого благоверного князя Александра Невского.

О вручении премии.

С Сергеем Михайловичем Масленниковым впервые встретился около 10 лет назад в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга, он помогал тогда на службах батюшке в алтаре; после службы он выходил из алтаря, его обступали люди, и он отвечал на вопросы. Такую картину можно увидеть, наверное, во многих храмах. Как-то сразу на меня произвело впечатление выражение его лица, какое-то особенно спокойное, глубоко внимательное. Я тогда подумал, что это батюшка, наверное.

Затем я попал впервые на воскресную школу, это как раз те беседы, которые сейчас есть возможность услышать на дисках под названием «Школа покаяния: О пути ко спасению». То, что я услышал в воскресной школе, произвело на меня потрясающее впечатление. Я так долго этого искал! То, что говорил преподаватель, как бальзам разливалось по моей душе, я не мог поверить в то, что слышал, всё так было мне близко, так нужно, я смотрел по сторонам, видел вокруг обыкновенных женщин, наверно, не понимающих своего счастья. Порою недоумевал - зачем всё это им, речь шла об аскетике, я тогда ошибочно думал, что это удел каких-то избранных людей. Моя душа торжествовала слышанным: человек говорил истину, и душа отзывалась на эти слова торжеством! Моя душа была измучена, она нуждалась в слове истинном и вот обрела.

Путь Сергея Михайловича в храм проходил мимо моего дома, и я, поджидая его на этом пути, провожал его до храма; конечно же, беседа наша нередко продолжалась и полчаса и более. Потом я в течение дня приходил в храм и проводил с ним в беседе ещё какое-то время, на этом общение не заканчивалась, я встречал его с работы, провожал до дома, и мы беседовали, пока у него были силы. Моя душа обильно питалась беседами этого духовного человека. Мне посчастливилось, в то время Сергей Михайлович особенно никому из прихожан нужен не был, что меня искренне удивляло, но я этим изрядно пользовался. В дальнейшем же, когда образовалась Школа покаяния, пробиться к нему стало намного сложнее. Говорили мы с ним об очень важной теме - о том, как жить по вере, о том, как научиться этой Небесной, Божественной науке - Православию. У него всегда находилось для меня время. Вообще у всех людей, которые общаются с ним, впечатление, что ты для него особый и у тебя какие-то особые отношения с ним. Не видел его никогда раздражительным или не в настроении. Он всегда находится в каком-то особом расположении духа, наверное, это и есть состояние молящегося человека. Для меня Сергей Михайлович - пример особого самоотвержения, смирения; наверное, только такие неземные качества могут притягивать к христианам, понимание, что у них есть что-то такое особенное, привлекательное, неземное, в них как будто мощным внутренним источником бьёт особенная жизнь, вечная.

Братья и сестры, уверяю вас и надеюсь на ваше христианское понимание, что ни в коем случае не хочу делать или выставить Сергея Михайловича святым или чудотворцем, либо ещё кем-то таким. Никогда в нем не видел ничего подобного! Думаю, что истинному смирению это чуждо. Сергей Михайлович считает себя учеником святителя Игнатия (Брянчанинова); он сам об этом говорит, что воспитывался на творениях этого великого святого нашего времени, из его творений получая всё необходимое для своих духовных опытов. Думаю, что немалую роль здесь играют и какие-то его, по наследству доставшиеся, качества: святителя Игнатия читали многие, но как будто упуская самое важное или пожиная не такой обильный плод, какой пожал Сергей Михайлович. Вот воистину ученик! Давайте послушаем его беседы и тот, кто истинно имеет жажду, утолит её.

Стоит ещё добавить, думаю, важную деталь - Сергей Михайлович почти не готовился к беседам, просто не было времени. Планировал тему, которую для пользы слушающих надо было рассмотреть, и с Божией помощью проводил полуторачасовую беседу. Поэтому можно, наверное, судить о духовном состоянии человека, понимая, что такое дело без помощи Божией не совершить. Сергей Михайлович беседы «своими» не считает, считает их достоянием христиан. За последние годы случались неоднократно встречи с разными людьми, кто от знакомства с беседами испытал чувства, похожие на мои.

Братья и сестры, мне было совсем непросто писать эти строки, делал я это впервые, прочитал выше вопрос брата и решил рассказать своё впечатление от знакомства с этим человеком. Может, кто-то расскажет о нём совсем по-другому. Самое главное, наверное, то, что я делал это искренне. Конечно же, у меня большая благодарность Богу, что он меня свёл с этим человеком. Большая благодарность Сергею Михайловичу за долготерпение по отношению ко мне, за те бесчисленные духовные советы, которые помогали и поныне помогают мне совершать свой земной путь с упованием, что он совершится для меня благополучно. Аминь.

Владимир, прихожанин храма
в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Без сомнения мы уверены, что многие посетители нашего сайта уже знакомы с душеполезными работами Сергея Михайловича. Для тех же, кто по тем или иным причинам еще не обратил своего взора и слуха на оные, приглашаем присоединяться к нам и со вниманием прослушать и осмыслить некоторые из них.

Итак, сегодня предлагаем ознакомиться с серией лекций Сергея Михайловича Масленникова под общим названием «Аскетика для мiрян», да не смутится сердце ваше столь строгим названием.

Аскетика для мириян. Часть 1.

Аскетика для мириян. Часть 2.

Аскетика для мириян. Часть 3. Аскетика для мириян. Часть 4.

ДСНМП: Небольшая подсказка: поскольку некоторые видеоролики бывают достаточно длительными по времени и не всегда удается просмотреть их за один раз, то можно с помощью программы, например FormatFactory перевести видео файл в звуковой формат МР3, который, в свою очередь с помощью программы, например, МР3cut, порезать на несколько коротких файлов, допустим по 15-20 минут. После чего записать все это на компакт-диск или USBнакопитель и слушать на проигрывателе дома или в колеснице (автомобиле).

Цикл огласительных бесед С.М. Масленникова, преподавателя воскресной школы храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург). Беседы будут полезны как начинающим, так и воцерковлённым христианам.

«Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Оглашение или научение православной христианской вере является основанием для правильной христианской жизни после Крещения. Невозможно построить дом без фундамента, так же невозможно строить дома своей души и своего спасения не имея правильных понятий и представлений о Православной вере. Без знания догматов и основ христианской нравственности, которые зиждутся на Евангельских заповедях, человеку невозможно устоять перед грехом, миром и его соблазнами. Такой человек, даже если и крещен, не сможет обрести спасения.
Поэтому в каком бы звании и положении человек не находился, как говорит прп. Симеон Новый Богослов, он должен пройти оглашение, иначе он не может иметь надежды на спасение.
Многие из нас были Крещены, но не научены вере и христианской жизни. Благодаря этим беседам есть возможность восполнить этот пробел, который мешает нам встать на путь спасения, а не только формально прибывать в церковной ограде.

Часть 1. Зачем и кого нужно оглашать
Лекция 1. Зачем и кого нужно оглашать

Часть 2. О Творце и о творении
Лекция 2. Что нам необходимо знать о Боге
Лекция 3. Сотворение ангелов, мира и человека
Лекция 4.Древо познания добра и зла. Заповедь. Предназначение жены. Семья

Часть 3. Грехопадение.
Лекция 5. Грехопадение ангелов и человека
Лекция 6. Смысл и значение грехопадения для человека с точки зрения аскетики
Лекция 7. Кардинальное отличие состояний человека до и после грехопадения
Лекция 8. Что говорит Священное Писание о последствиях грехопадения
Лекция 9. Кожаные ризы. Изгнание из рая

Часть 4. Доказательства присутствия вечной смерти в каждом человеке.
Лекция 10. Нужно знать не только теорию Веры, но и практику христианской жизни. Страсти – смертельные болезни души. Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие
Лекция 11. Страсти – смертельные болезни души. Гнев. Печаль. Уныние
Лекция 12. Тщеславие
Лекция 13. Гордость


Лекция 14: Предвечный Совет Святой Троицы. Воплощение Сына Божия.
Лекция 15: Обожение человеческого естества Сына Божия при воплощении. Непорочные страсти
Лекция 16: Добровольно или вынуждено страдал Христос
Лекция 17: Тайна непорочного зачатия и рождения Сына Божия от Девы Марии. О Пресвятой Богородице.
Лекция 18: Объяснение смысла Искупительной Жертвы Христа

Преподобный Симеон Новый Богослов о приговоре вечной смерти и его отмене
Лекция 20: Распятие, смерть и воскресение

Часть 1. Зачем и кого нужно оглашать?

Аннотация
Человек не может жить по Вере, если не изучил основные понятия Веры, - так же как нельзя водить машину, не изучив правила дорожного движения и не имея практический навык управления автомобилем. Если мы понимаем, что любое, даже житейское дело желательно исполнять основательно и с подготовкой, то почему же к делу своего спасения мы относимся так небрежно и безразлично?
Дар Крещения, полученный без правильной теоретической и практической подготовки, невозможно сохранить неповреждённым, и происходит с нами тоже, что с ярким блистающим солнцем, когда оно покрывается мрачными чёрными тучами и становится совсем не видно. Так и Крещенская благодать, хотя и неуничтожима, но закрывается в человеке скверной смертных грехов и страстей. Как же отчитаемся пред Богом за великий дар, которым так и не воспользовались? Что услышим от Судии Праведного?
Тем, кто ещё не проходил Оглашение, хотя и крещён много лет тому назад, полезно послушать о его необходимости, чтобы избежать справедливого приговора: «Я никогда не знал Вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ().
Знать это необходимо для того, чтобы не считать по наивности, что таинство Крещения является гарантированным пропуском в рай. Нужна ещё и правильная Вера, о которой нужно услышать, и дела Веры, которым нужно научиться.

Лекция 1: Зачем и кого нужно оглашать (видео)

Часть 2. О Творце и о творении.

Аннотация
Что нам необходимо знать о Боге? Ограниченный человеческий ум не может полностью постичь бесконечного Творца, но то, что Бог Сам о Себе открывает для нас, знать необходимо. Необходимость правильных знаний определяется тем, что любые произвольные понятия будут хулой на Бога, то есть оскорблением Бога. Как же мы можем получить от Господа милость, если оскорбляем Его? Как будут прощены нам наши многие грехи, если имеем в себе грех богохульства и не беспокоимся об этом? Ведь и в обществе человеческом всем известно, что прежде чем получить помощь от кого-то, нужно сначала прекратить оскорблять его. И пророк Давид говорит: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (). Если же будем иметь о Боге произвольные однобокие понятия, то станем исполнять Его заповеди не ради прощения своих грехов, а как будто Он нуждается в наших услугах, что повлечёт за собой не покаяние, а самодовольство и самомнение или станем радоваться Ему так, как радуемся чему-то земному и преходящему, без трепета и благочестивого страха Божия, не понимая, что Господь есть Всемогущий Творец, Спаситель и Праведный Судия.

Лекция 2: Что нам необходимо знать о Боге (видео)

Аннотация
Некоторые современные христиане признают бытие Бога, но никак не могут согласиться с тем, что Он есть Творец. Иногда соглашаются с тем, что Бог сотворил мир, но не могут принять того, что Бог сотворил и человека. Почему же возникает такое противление Истине? Почему бывает так трудно признать себя творением? Это самость, таящаяся внутри сердца, не желает признать себя «тварью», никак не хочет отказаться от мнимой самосущности. Из такого противления хорошо видно, насколько мы привыкли к исполнению своей греховной воли, насколько нам не хочется помнить о том, что придётся давать отчёт Творцу за то, как мы прожили на земле, что ждёт нас всех Суд Божий, что есть не только рай, но и ад.
Нам очень важно иметь правильные понятия о творениях Божиих: об ангелах, о мире и о человеке, потому что они являются фундаментом для всех последующих знаний о спасении человека.

Лекция 3. Сотворение ангелов, мира и человека (видео).

Аннотация
Зачем же Господь насадил в раю древо познания добра и зла? Неужели для повреждения людей? Конечно, нет! Такого не может быть, потому что Бог не творит зла! Бог есть чистое и совершенное Добро! Тогда для чего? И этот вопрос иногда является преткновением в вере некоторых людей. Заповедь, данная Богом первым людям в раю, связана именно с этим древом. Каков духовный смысл этой заповеди? Зачем требовалось проявление свободной воли человека? Это необходимо знать, чтобы глубоко понять трагедию грехопадения.
Поскольку Священное Писание сообщает важные подробности сотворения жены и определяет её предназначение, то в курсе Оглашения кратко рассмотрены те условия, при которых семья может быть крепкой и благополучной, что в значительной степени зависит от исполнения женой своего предназначения, установленного Богом.

Лекция 4: Древо познания добра и зла. Заповедь.
Предназначение жены. Семья (видео)

Часть 3. Грехопадение.

Аннотация
Нередко спрашивают: если Бог есть совершенное добро и не творил зла, то откуда оно взялось в мире? Причина появления зла - в неправильном использовании дара свободы. Денница - один из высших архангелов решил, что ему более не нужен Творец, что он теперь сам по себе может быть равным Богу. Этим отречением от Создателя он лишился Божественной благодати и стал сатаной - противником Богу, стал носителем и источником зла. Распаляемый ненавистью к Творцу, но не имея возможности ничем Ему навредить, сатана соблазнил первых людей на нарушение заповеди Божией. О том, как случилась эта трагедия, подробно рассказывается в очередных уроках.

Лекция 5: Грехопадение ангелов и человека (видео)

Аннотация
Краткость повествования Библии о нарушении первыми людьми заповеди Божией, запрещающей вкушение плодов с древа познания добра и зла, склоняет многих современных христиан относиться к этому, как к чему-то сказочному и не реальному. Следовательно, и последствия грехопадения первых людей не воспринимаются как великая трагедия, повлекшая за собой не только гибель Адама и Евы, но и всех их потомков, то есть всего рода человеческого. Но в правильном понимании смысла первородного греха ясно обнаруживается добровольный отказ человека от вечной блаженной жизни, дарованной Творцом, и вступление в состояние вечной смерти, привнесённой в человека диаволом. С момента грехопадения всё человечество приобретает себе подобие сатане, и результатом краткой земной жизни, проведённой в скорбях, страданиях, болезнях и трудах, является ад. Подробно о признаках вечной жизни и вечной смерти смотрите в лекции «Смысл и значение грехопадения для человека

Лекция 6: Смысл и значение грехопадения для человека с точки зрения аскетики (видео)

Аннотация
Почему столь многие современные христиане беспечны? Почему не беспокоятся о своей будущей вечной участи? Почему проводят свою краткую земную жизнь так, как будто не собираются умирать и отвечать пред Богом?
Причина этого отчасти заключается в непонимании трагедии первородного греха, вследствие которого кардинально изменилось состояние человека. Сравним, каким был человек до грехопадения и каким стал после. Добровольное отречение первых людей от послушания Богу навлекло на всё человечество проклятие вечной смерти: закон «смертию умрёшь» вошёл в естество человека и стал законом вечным. Лишившись Бога, люди потеряли и все дарования Его: блаженство, благость, возможность обожения, свободу, бессмертие, безопасность, отсутствие страданий и тяжкого труда. Вступив в противоречие с Богом, приобрели себе: отчаяние и страх, страсти - болезни души, рабство сатане и подобие ему, болезни и смерть, различные опасности и страдания, в том числе и необходимость изнурительного труда.
Увидев глубочайшую разницу, вспомним, что все мы рождаемся в состоянии первородного повреждения. Только при осознании этой своей личной трагедии мы можем начать искать выход из неё.

Лекция 7: Кардинальное отличие состояний человека до и после грехопадения (видео)

Аннотация
Священное Писание подробно раскрывает духовный смысл грехопадения и точно описывает новое состояние первых людей. По тем поступкам, которые совершили Адам и Ева после совершения греха, ясно видно их глубочайшее повреждение. Бог предлагает им раскаяться, но помрачившийся ум уклоняется в оправдание себя и в обвинение Бога. Приговор «смертью умрёшь» вступает в силу. Каждый соучастник этой трагедии получает своё наказание: сначала диавол, потом жена и затем Адам. Почему жена получает особые скорби? Наказание, назначенное первым людям, свойственно и всем нам - их потомкам. Духовная смерть - это главное последствие, которое увлекает души на вечную муку в ад - так происходит вплоть до Искупительной Жертвы Христа. Каков есть ад? Конечны ли адские муки?

Лекция 8: Что говорит Священное Писание о последствиях грехопадения (видео).

Аннотация
Что нужно понимать под кожаными ризами? Каков их духовный смысл? Как кожаные ризы защищают нас от злых духов? Почему в состоянии грехопадения невозможно общение со святыми ангелами? Какая опасность ждёт человека, если он будет стремиться к проникновению в мир духов? Каков смысл слов Господа: «Адам стал как один из Нас»? Невозможность для первых людей дальнейшего пребывания в раю после грехопадения. О связи внутреннего рая (блаженного состояния человека) с внешним благолепием. При изгнании первых людей у врат рая поставлен огненный херувим с мечом обращающимся. Где теперь находится рай? И кто теперь этот херувим, препятствующий нам вернуться в духовный рай?

Лекция 9: Кожаные ризы. Изгнание из рая (видео)

Часть 4. Доказательства присутствия вечной смерти в каждом человеке

Аннотация
В состав «Огласительных бесед» необходимо включить сведения о страстях, потому что семена их были всеяны в человека при первородном грехе. Знания о страстях должны быть не отвлечёнными и теоретическими, а имеющими практическое применение. То есть каждый оглашаемый пусть проверит сам себя на наличие этих смертельных болезней по примерам их проявления, тогда появится ясное понимание признаков вечной смерти. Только тогда может родиться первое духовное состояние сокрушения сердца, только тогда нам станет нужен Спаситель. В мучительной борьбе с этими страстями - смертельными болезнями души - может явиться нищета духа, как первая ступень блаженств Евангельских. Знакомство со всеми 8 страстями и примерами их проявления в очередных 4-х лекциях. Будем внимательны, чтобы увидеть, чем каждый из нас болен лично. Примеры личных грехов по каждой страсти - это доказательства подобия сатане, но кто кому подобен при жизни, тот с тем будет и в вечности.

Лекция 10: Нужно знать не только теорию Веры, но и практику христианской жизни.
Страсти – смертельные болезни души. Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие (видео)
Лекция 11: Страсти – смертельные болезни души. Гнев. Печаль. Уныние (видео)
Лекция 12: Тщеславие (видео)
Лекция 13: Гордость (видео)
Краткий итог предыдущих частей.

Часть 5. Спасение человеческого рода.

Лекция 14: Предвечный Совет Святой Троицы. Воплощение Сына Божия. (видео)
Лекция 15: Обожение человеческого естества Сына Божия при воплощении. Непорочные страсти (видео)
Лекция 16: Добровольно или вынуждено страдал Христос (видео)
Лекция 17: Тайна непорочного зачатия и рождения Сына Божия от Девы Марии. О Пресвятой Богородице. (видео)
Лекция 18: Объяснение смысла Искупительной Жертвы Христа (видео)
Лекция 19: Жертва Христа отменяет действие закона вечной смерти.
Преподобный Симеон Новый Богослов о приговоре вечной смерти и его отмене (видео)
Лекция 20: Распятие, смерть и воскресение (видео)
Лекция 21: Значение и духовный смысл таинства Крещения
Какие блага даёт Крещение? Простой пример, поясняющий смысл Крещения (видео)

Автор — Масленников Сергей Михайлович, автор циклов бесед «Школа покаяния. О пути ко спасению», «Аскетика для мирян», автор серии книг «Страсти — болезни души», «Христианские добродетели». Лауреат Всероссийской премии в честь святого благоверного Александра Невского, учреждённой Александро-Невской Лаврой в номинации «Богословие для народа», за книгу «Примирение со Христом», 2015 год.
Личная страница автора: www.уралзвон.сайт
Заказать данный видеоцикл Огласительных бесед можно на сайте:

Согласно пророчествам святых отцов спасение христиан последних времен сопряжено будет с большими скорбями. Церковь оскудеет мудрыми наставниками. Однако милостью Божией спасение возможно в любые времена. Святые отцы оставили христианам всех последующих веков в завещание свое духовное наследие, чтобы, изучая его, человек научился понимать волю Божию и объяснять Его святой Промысел.

Автор бесед, которые мы хотим предложить, истинному покаянию учился по трудам Игнатия Брянчанинова - мудрого учителя молитвы и покаяния. Сегодня вы имеете возможность купить цикл бесед Сергея Масленникова о пути ко спасению в mp3 сборнике общим временем звучания 180 часов. Трепетно относясь к духовной сокровищнице учений святителя и стараясь максимально передать слушателю его мысли, от себя автор добавляет только примеры из жизни.

Беседы преподавателя Школы покаяния затрагивают все главные вопросы жизни христианина. Они изложены в той логической последовательности, которая должна привести человека к покаянию. Отправным пунктом на этом пути является нищета духа и сокрушение сердца. Как вызвать такое состояние сердца и ума? Способствует ли этому пост? Слушатели узнают три простых и действенных правилах, которые сделают пост правильным. Какая молитва вызывает сокрушение сердца, а какая оскорбляет Бога? Как научиться молиться сердцем, чтобы не превратить самое главное в жизни дело в душевредную привычку?
Автор цикла бесед Школа покаяния предлагает слушателю понять, насколько жива его вера. Что и кто движет его поступками? Может ли сатана руководить жизнью человека, внушая при этом благовидные мысли?

От того, правильно ли выбран путь, зависит настрой верующего: будет ли на душе его радостная печаль о Боге или его одолеют печали мира сего? Как снискать первое и избежать второго?

Долог ли путь от сокрушения сердца до исправления ума - важнейшего этапа покаяния? Достигается это состояние усвоением и правильным принятием понятий, изложенных в Евангелии и истолкованных святыми отцами в их творениях. Автор неоднократно делает акцент на том, как опасно руководствоваться собственным мнением, знанием, опытом, если они не согласуются с Церковным Преданием.

Покаяние только тогда имеет силу, когда видны его плоды. Чем отличается от других человек, снискавший достойное покаяние? Всякое ли крестоношение приводит ко спасению и что такое мнимая праведность? Как избежать своей воли и научиться доверять Богу? Ведь, как учат святые отцы, своеволие - это послушание сатане, который действует в человеке через его страсти. Из бесед слушатель узнает о семи главных правилах, определяющих волю Божию. Важность их для современного человека в том, что, не имея возможности обратиться за советом к старцу, с их помощью можно определить, насколько правильно выбран жизненный вектор. Кроме бесед в формате mp3 читатель может купить книги Сергея Масленникова которых на сегодняшний день вышло восемь.

Покаяние - это не галочка в жизненном дневнике, не очередной этап в достижении определенной цели. Делание это непрестанное. Однажды встав на путь покаяния, сходить с него опасно. Враг расставляет на этом пути капканы, назначение которых - привести человек к ложному покаянию, ложным слезам и надуманной радости. Автор попытается помочь слушателю научиться узнавать дьявольские хитрости.

Беседы, которые сегодня предлагаются, испытаны временем. Сегодня они особенно актуальны. Это шестое переиздание. 15 дисков составляют 180 часов звучания.

Открыв для себя что-то очень важное, интересное и доселе неизведанное, обычный мирянин Сергей Масленников принял крещение в 1994 году и полностью погрузился в изучение духовного наследия христиан. Практически оставив все свои мирские дела, он три года изучал труды и разные толкования Священного Писания святых отцов церкви. Затем Масленников Сергей Михайлович начал свою бурную творческую писательскую деятельность, которая была очень хорошо спротежирована и "раскручена". Многие до сих пор недоумевают, каким образом это у него получилось.

Масленников Сергей Михайлович: биография

На личном сайте писателя можно ознакомиться с его полной биографией, мы же остановимся на ключевых моментах, поскольку ограничены рамками небольшой статьи. Итак, родился он в г. Чайковском Пермской области 26 июля 1961 года, окончил среднюю школу (в 1978 году) с золотой медалью, потом поступил и в 1983 году выпустился из Уральского электромеханического института.

В 1982 году решил жениться Сергей Масленников. Биография его указывает на то, что в браке родилось двое детей. Потом он работал с 1983 по 1986 год электромехаником и начальником участка в Тобольской дистанции сигнализации и связи. Затем, в 1986 году, жил в Свердловске (сегодняшнем Екатеринбурге) и до 1994 года работал на комбинате рыбной гастрономии - сначала начальником электроцеха, затем председателем профкома, а далее замдиректора по торговле и и. о. директора.

Послушник

В 1999 году он становится послушником одного из монастырей г. Екатеринбурга, и ему было предложено возглавить в Екатеринбургской епархии Отдел сбыта. Масленников Сергей Михайлович все это время продолжал заниматься изучением трудов святых отцов и одновременно проводил для школьников Екатеринбурга «Уроки нравственности».

С 2002 года стал трудиться алтарником, певчим и чтецом в приходе Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в городе Екатеринбурге. И вместе с этим вел оглашения и воскресную школу для взрослых. Для этого он еще более скрупулезно изучал труды свт. Игнатия Брянчанинова. За пять лет - с 2003 по 2008 год - он отчитал около 200 часов уроков из серии «Школа покаяния».

Достижения

С 2005 года Сергей Масленников числился новосозданной настоятелем прихода «Школы покаяния», для которой специально разрабатывал программу обучения и даже обучал преподавателей.

С 2010 года начал трудиться над составлением трудов «Христианские добродетели» и «Страсти - болезни души», что составило 8 книг тиражом 300 000 экземпляров. Проводил лекции «Аскетика для мирян».

В начале 2015 года за книгу «Примирение со Христом» Сергей Масленников стал лауреатом Всероссийской литературной премии и награжден медалью св. блгв. Князя Александра Невского.

Запрет на распространение книг

И теперь подходим к самому интересному: в 2015 году издательский совет РПЦ отозвал гриф и запретил книги Сергея Масленникова. Ситуацию прокомментировал исполняющий обязанности руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Олег Васильевич Костишак.

По его словам, рецензирование произведений С. М. Масленникова действительно велось несколько лет, и некоторым из его работ был предоставлен церковный гриф. Но чем дальше в лес, как говорят в народе, тем больше дров. После ознакомления с его последними произведениями писателю сделали конкретные замечания, которые он проигнорировал. Эти его труды были названы неполезными для христиан, а для не зрелых в духовной жизни людей даже опасными (по оценке Костишака О. В.). Священник Георгий Шинкаренко так прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Услышав ссылки на авторитет святых отцов, многие могут подумать, что здесь идет толкование их учения. А на самом деле учение Православной Церкви подается через личные духовные переживания Масленникова. И, к сожалению, результат - искажение понимания пути спасения". По словам священника, к такому положению дел привели не только его отдельные ошибочные мнения или неточности, а в целом неверная система взглядов этого человека на всю христианскую жизнь.

Ошибки

Сергей Масленников не имеет богословского образования и не является священнослужителем, и путь его духовных познаний достаточно сомнителен. Все его ошибки происходят главным образом совсем не по злому умыслу, а больше от духовной безграмотности, так как он пытается объяснить те моменты из Писания, которые совсем не так-то и просто объяснить. Духовная практика, рекомендуемая писателем, по оценке исследователей, нездорова и может завести человека в тяжелый духовный тупик. Автор постоянно ссылается на слова св. Игнатия Брянчанинова, хотя при трактовке его трудов совершает грубые и порой недопустимые ошибки.

Представления Масленникова о страстях и добродетелях складывались из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, но при этом Священное Писание, творения святых отцов и богослужебные тексты требуют долгого органичного понимания. Наглядным примером является часто пропагандируемый им «Дневник кающегося», где он сознательно классифицирует грехи. «Не знаю, как может опытный духовник разрешить заполнять подобный дневник, с грехами, которые читать-то противно, не то чтобы перечислять их потом вслух? Тотальный контроль над состоянием души со стороны человека, который к тому же не является священником, ничем хорошим закончиться не может!», - отмечает Шинкаренко.