Чем элефант отличался от фердинанда. Самая знаменитая немецкая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд

Немецкое танкостроение времён 2й мировой войны было одним из лучших в мире. Смелые инженерные идеи воплощались на крупнейших заводах страны «Нибелунгенверке», «Алкетт», «Крупп», «Рейнметалл», «Обердонау» и т.д. Образцы техники усовершенствовались, приспосабливаясь к ведению боевых действий, которых ещё не знала история. Количественное и качественное применение бронетанковой техники могло решить исход боя. Танки - железный кулак воюющих держав. Противостоять им не просто, но возможно. Таким образом, на арену боевых действий выходит мобильная противотанковая артиллерия с подобной танкам конструкцией ходовой, но с более мощным орудием. Одним из известнейших немецких ПТ-САУ, участвовавших в ВМВ, был «Фердинанд».




Гений инженерной мысли Фердинанд Порше прослыл любимчиком Гитлера за свой "Фольксваген". Фюрер хотел, чтоб доктор Порше устремил вектор своих идей и знаний в военную промышленность. Известный изобретатель не заставил долго ждать. Порше спроектировал новое шасси для танков. На его ходовой испытывали новые танки «Леопард», VK3001(P), Tiger(P). Испытания показали преимущества инновационной модели шасси. Таким образом, в сентябре 1942г. Порше было дано распоряжение разработать ПТ-САУ с 88-мм пушкой на основе ходовой, предназначенной для тяжёлого танка «Тигр». Штурмовое орудие должно быть хорошо защищено, пушка должна находиться в неподвижной рубке - таковы были распоряжения фюрера. Переработанные танки Tiger(P) стали прототипами «Фердинанда». Корпус «Тигра» Порше подвергался минимальным изменениям, главным образом в кормовой части, где устанавливалась боевая рубка с 88-мм орудием и пулемётом в лобовом листе (позже пулемёт убрали из-за переизбытка массы, что стало существенным недостатком в ближнем бою с пехотой противника). Передняя часть корпуса усиливалась дополнительными бронелистами толщиной 100 и 30 мм. В итоге проект был утверждён, и поступило распоряжение на постройку 90 таких машин.
6 февраля 1943г. на совещании главнокомандующих был заслушан доклад об изготовлении «штурмового орудия на шасси Porsche-Tiger». По распоряжению Гитлера новая машина получила официальное обозначение «8,8-mm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Ferdinand». Таким образом, фюрер признавал достижения Фердинанда Порше, присвоив самоходке его имя.

Итак, в чём же была инновация ходовой части сконструированной Порше. Применительно к одному борту ходовая часть «Фердинанда» состояла из трёх тележек по два катка в каждой. Оригинальным узлом ходовой части являлось размещение торсионов подвески тележек не внутри корпуса, как у многих других танков, а снаружи, да к тому же не поперечно, а продольно. Несмотря на довольно сложную конструкцию подвески, разработанной Ф.Порше, работала она очень эффективно. Кроме того, она оказалась хорошо приспособленной для ремонта и обслуживания в полевых условиях, что являлось немаловажным достоинством во время боевых действий. Ещё одним оригинальным компонентом конструкции «Фердинанда» была электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колёсам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а, следовательно, и приводы управления ими, что упрощало ремонт и эксплуатацию силовой установки, а также снижало вес самоходки.

Разделив 90 машин на два батальона, командование направило один в Россию, а второй во Францию, позже переведя его также на советско-германский фронт. В боях «Фердинанд» показал себя, как мощный истребитель танков. Эффективно работало орудие на дальних дистанциях, при этом советская тяжёлая артиллерия наносила самоходке не критический урон. Для орудий полевой артиллерии и танков уязвимыми были только борта «Фердинанда». Большую часть новых машин немцы потеряли на минных полях, которые не успевали разминировать или не наносили на карту свои. В боях под Курском было потеряно 19 самоходок. При этом боевая задача была выполнена, и "фердинандами" было уничтожено более 100 танков, противотанковых орудий и прочей советской военной техники.

Советское командование, впервые столкнувшись с новым типом техники, не придала ему высокого значения, так как было увлечено другим грозным соперником - «Тигром». Однако несколько брошенных и сгоревших самоходок попали в руки советских техников и инженеров и были исследованы. Несколько машин расстреляли из разных орудий для проверки пробития брони новых немецких штурмовых орудий.

Солдаты же узнав о новой самоходке «Фердинанд», стали так называть и другую технику с кормовым расположением башни или рубки. Много толков и легенд ходило о мощной немецкой самоходке. Поэтому после войны в СССР изрядно удивились, что было выпущено всего 90 настоящих «фердинандов». Также был массово выпущено руководство по уничтожению "фердинандов".

Неудачи под Курском заставили отправить ПТ-САУ на ремонт и перекомпоновку. Также была пересмотрена стратегия ввода этих машин в бой. Для защиты самоходок от заходов во фланг и тыл и во время ближнего боя, к ним были приставлены сопровождающие танки Pz.IV. Также был упразднён приказ о совместных боевых действиях самоходок и пехоты, так как из-за активного артобстрела «фердинандов», сопровождающая пехота несла большие потери. Вновь выведенные на поле боя машины уже лучше и быстрее справлялись с боевыми задачами, неся минимальные потери. За время боёв на Запорожском плацдарме было потеряно всего 4 машины. А после участия «фердинандов» в боях на Западной Украине было принято решение отправить уцелевшие машины в глубокий тыл на ремонт и апгрейд. Машины с новыми гусеницами, подрихтованной ходовой, которая страдала чаще всего, с пулемётом в лобовой бронеплите (использовался радистом) и другими мелкими изменениями вступили в бой уже на итальянском фронте, но обновлённая самоходка несла другое название - «Элефант»…

Резюме. Мощная немецкая ПТ-САУ недаром заслужила столько легенд и сказов. Во время войны для советских солдат слово «фердинанд» стало эпитетом. Тяжелейшая махина весом 65 тонн (после перехода батальона «фердинандов» по одному из мостов через Сену, мост просел на 2см.) была хорошо бронирована и оснащена мощным орудием. Лобовая броня сдерживала выстрелы большинства советских полевых орудий и танков, но слабобронированные борта и корма были уязвимы. Также слабыми местами были решётка в передней части корпуса, под которой располагалась силовая установка, и крыша. Ахиллесовой же пятой, как оказалось, стала ходовая, особенно передняя её часть. Вывод её из строя практически всегда заканчивался поражением. Неповоротливый «Фердинанд», оставаясь неподвижным, мог вести огонь только в ограниченном секторе по причине статичности рубки. В таком случае экипаж взрывал самоходку, если прежде этого не сделал противник.

«ЭЛЕФАНТ». ТЯЖЁЛОЕ ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ ФЕРДИНАНДА ПОРШЕ Коломиец Максим Викторович

УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА»

УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА»

Один из готовых «Фердинандов» во дворе завода «Нибелунгенверке» после покраски и оснащения инструментом. Май 1943 года (ЯМ).

По своему устройству и компоновке штурмовое орудие «Фердинанд» отличалось от всех немецких танков и САУ времён Второй Мировой войны. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещались рычаги и педали управления, агрегаты пневмогидравлической системы торможения, механизмы натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, щиток приборов, топливные фильтры, стартёрные аккумуляторы, радиостанция, сиденья механика-водителя и радиста.

Отделение силовой установки занимало среднюю часть самоходки. От отделения управления оно отделялось металлической перегородкой. Здесь располагались установленные параллельно двигатели «Майбах», спаренные с генераторами, вентиляционно-радиаторный блок, топливные баки, компрессор, два вентилятора, предназначенные для вентиляции отделения силовой установки, тяговые электромоторы.

В кормовой части находилось боевое отделение с установленным в нём 88-мм орудием Stuk 43 L7l (вариант 88-мм противотанковой пушки Pak 43, приспособленный для установки в штурмовое орудие) и боекомплектом, здесь же размещалось четыре члена экипажа - командир, наводчик и два заряжающих. Кроме того, в нижней задней части боевого отделения располагались тяговые электродвигатели. Боевое отделение отделялось от отделения силовой установки термостойкой перегородкой, а также полом с войлочными уплотнениями. Это делалось с целью предотвращения попадания в боевое отделение загрязнённого воздуха из отделения силовой установки и локализации возможного пожара в том или другом отделении. Перегородки между отделениями и вообще расположение оборудования в корпусе самоходки делали невозможным личное общение механика-водителя и радиста с экипажем боевого отделения. Связь между ними осуществлялась через танкофон - гибкий металлический шланг - и танковое переговорное устройство.

Для производства «фердинандов» использовали корпуса не принятых на вооружение «тигров» конструкции Ф. Порше, изготовленных из 80–100 мм брони. При этом бортовые листы с лобовыми и кормовыми соединялись в шип, а в кромках бортовых листов имелись 20 мм пазы, в которые упирались лобовые и кормовые листы корпуса. Снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами.

При переделке корпусов танков в «фердинанды» задние скошенные бортовые листы вырезались изнутри - таким образом их облегчали превращая в дополнительные рёбра жёсткости. На их место приваривались небольшие 80-мм бронелисты, являющиеся продолжением основного борта, к которым в шип крепился верхний кормовой лист. Все эти мероприятия делались для того, чтобы вывести верхнюю часть корпуса на один уровень, что в последующем было необходимо для установки рубки.

В нижней кромке бортовых листов также имелись 20 мм пазы, в которые входили листы днища с последующей двухсторонней обваркой. Передняя часть днища (на длине 1350 мм) усиливалась дополнительным 30-мм листом, приклёпанным к основному 25 заклёпками, расположенными в 5 рядов. Кроме этого, по краям проводилась сварка без разделки кромок.

Передний и лобовой листы корпуса толщиной 100 мм дополнительно усиливались 100-мм экранами, которые соединялись с основным листом 12 (передний) и 11 (лобовой) болтами диаметром 38 мм с пулестойкими головками. Кроме того, сверху и с боков производилась обварка. Для предотвращения ослабления гаек при обстреле они также приваривались к внутренней части основных листов. Отверстия для смотрового прибора и пулемётной установки в лобовом листе корпуса, доставшиеся в «наследство» от «Тигра» конструкции Ф. Порше, изнутри заваривались специальными броневыми вставками.

Листы крыши отделения управления и силовой установки укладывались в 20-мм пазы в верхней кромке бортовых и лобового листов с последующей двухсторонней обваркой.

В крыше отделения управления размещалось два люка для посадки механика-водителя и радиста. В люке водителя имелись три отверстия для смотровых приборов, защищённых сверху броневым козырьком. Справа от люка радиста приваривался броневой цилиндр для защиты антенного ввода, а между люками крепился стопор для крепления ствола орудия в походном положении. В передних скошенных бортовых листах корпуса имелись смотровые щели для наблюдения механика-водителя и радиста.

В крыше над отделением силовой установки имелись броневые листы с тремя жалюзи - центральным и двумя боковыми. Воздух для охлаждения двигателей засасывался через центральные и выбрасывался наружу через боковые жалюзи. Кроме того, в бронелистах с боковыми жалюзи имелось по одному лючку для залива воды в радиаторы.

Тяжёлое штурмовое орудие «Фердинанд» перед его передачей в войска. Май 1943 года. Машина окрашена в жёлтый цвет (АСКМ).

Тяжёлое штурмовое орудие «Фердинанд».

Задняя часть крыши отделения силовой установки состояла из трёх броневых плит, смонтированных на петлях, приваренных к лобовому листу рубки. В каждой плите имелось отверстие, сверху защищённое грибообразной броневой отливкой. Эти отверстия служили для выхода воздуха от двигателей.

В кормовом листе корпуса было три прямоугольных вентиляционных отверстия для выброса нагретого воздуха из боевого отделения. Сверху эти отверстия закрывались массивным кожухом из 40 мм брони.

По бокам в средней части надгусеничных ниш корпуса (в районе пятого опорного катка) имелось по одному отверстию для отвода выхлопных газов двигателей. В средней части днища корпуса располагалось пять люков, предназначенных для обслуживания силовой установки (слив воды из радиаторов, масла и топлива).

В задней части корпуса «Фердинанда» крепилась рубка боевого отделения в форме усечённой пирамиды. Она собиралась из броневых листов толщиной 200 (лоб), 80 (борта и корма) и 30 мм (крыша), соединённых в шип с последующей двойной обваркой. Кроме того, шиповое соединение бортовых и лобового листа было усилено восемью гужонами, по четыре с каждой стороны.

В нижней кромке бортовых и кормового листов рубки имелись пазы, которые входили в пазы в верхней части бортов корпуса. Крепление рубки с корпусом осуществлялось изнутри при помощи 8 изогнутых косынок - по три на каждом борту и две на корме. Каждая косынка крепилась двумя болтами к корпусу и двумя к рубке. Кроме этого с наружной стороны бортов у лобового листа рубки имелось по одной планке, каждая их которых крепилась к лобовому листу рубки и бортовому листу корпуса.

В крыше рубки имелось пять люков - для установки перископического прицела, два люка для посадки экипажа и два - для установки перископических приборов наблюдения.

Люк для прицела находился в передней части слева и закрывался крышкой, состоящей из трёх частей - две из них двигались по направляющим в плоскости потолка, а одна (задняя) открывалась наружу. У правого и левого бортов располагались двухстворчатые люки для посадки экипажа - прямоугольный (справа) над местом командира машины и круглый (слева) над местом наводчика. В заднем правом и левом углах крыши имелось два лючка, через которые могло вестись наблюдение за полем боя при помощи перископических приборов. Кроме того, в центре крыши размещался вентилятор, закрытый с боков квадратной броневой коробкой.

Продольный разрез тяжёлого штурмового орудия «Фердинанд».

В лобовом листе рубки имелось отверстие для шаровой маски 88-мм пушки Stuk 42. Снаружи маска закрывалась восьмигранным 80 мм бронелистом, закреплённым к основной броне при помощи 8 болтов диаметром 38 мм с пулестойкими головками.

В бортовых листах рубки располагалось по одному лючку с заглушками для стрельбы из личного оружия. В кормовом листе рубки было ещё три таких же лючка и, кроме того, в центре имелся большой круглый люк для демонтажа орудия и электродвигателей, а также для аварийного покидания самоходки расчётом. В его середине имелся небольшой лючок, который предназначался для загрузки в машину боекомплекта. В верхнем правом углу имелась специальная прямоугольная приварка для установки дополнительного антенного ввода.

ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение самоходки «Фердинанд» состояло из 88-мм орудия Stuk 42 с длиной ствола в 71 калибр, созданного специально для вооружения «фердинандов» на основе новой 88-мм противотанковой пушки Pak 43.

Качающаяся часть пушки монтировалась в цапфах на секторном станке с винтом поворотного механизма. Снаружи механизм крепления защищён броневым полушаром, не являющимся опорной деталью. Для его защиты от заклинивания осколками снарядов на стволе пушки крепился специальный броневой щит. Орудие имело два противооткатных устройства, расположенных по бокам у верхней части ствола, и вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Механизмы наведения располагались слева, у сиденья наводчика. Скорость наведения по горизонту составляла 1/4 градуса за один оборот маховичка, а по вертикали - 3/4 градуса за один оборот. Угол обстрела по горизонтали составлял 28 градусов, угол возвышения +14 и снижения -8 градусов. Перископический прицел имел дальности, градуированные для бронебойного снаряда до 2800 м и для осколочно-фугасного до 5000 м.

В рубке имелись постоянные укладки вдоль бортов на 38 выстрелов и, кроме того, дополнительные укладки на полу ещё до 25 выстрелов. В боекомплекте орудия имелись унитарные бронебойные, подкалиберные или осколочно-фугасные выстрелы.

В некоторых источниках упоминается о вооружении «фердинандов» ручными пулемётами MG-42 для самообороны (некоторые авторы пишут даже о том, что в ходе боёв на Курской дуге некоторые экипажи вели огонь из пулемёта через ствол орудия), однако в документах, имеющихся в распоряжении автора, а также в серьёзных западных изданиях о «Фердинанде» никаких упоминаний о пулемёте не встречается. Любопытно, что в отчёте об испытании трофейного «Фердинанда» на НИБТ полигоне по поводу вооружения говорилось следующее: «Упоминаемый в некоторых описаниях пулемёт МГ-42, видимо устанавливался только в опытных вариантах машины, т. к. в серийных экземплярах, применявшихся на фронте, установочное место для пулемёта закрыто дополнительным броневым листом (экраном) и изнутри заварено вставкой.

Судя по габаритам выстрелов и весах боевых зарядов, 88-мм пушка обр. 43 года является новой системой, обладающей большей мощностью в сравнении с ранее имеющимися в германской армии системами калибра 88-мм (88-мм зенитные пушки обр. 18 и обр. 36 гг.)».

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Оригинальностью «Фердинанда» являлась электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колёсам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а, следовательно, и приводы управления ими.

Силовая установка «Фердинанда» состояла из двух 12-цилиндровых карбюраторных двигателей Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. каждый, установленных параллельно. Они имели специальную форму картера с фланцем для крепления корпуса генератора постоянного тока Siemens Typ aGV напряжением 385 В. Коленчатый вал двигателя также заканчивается фланцем, к которому крепится вал якоря генератора. Таким образом, корпус и якорь генератора имели жёсткие фланцевые крепления к двигателю. Маховики у двигателей отсутствовали и их роль выполняли якоря генераторов.

Для запуска каждый двигатель снабжён электростартером Bosch мощностью 4 л.с. напряжением 24 В. Стартёр питался электроэнергией от четырёх аккумуляторных батарей. На случай отказа электростартёра и для запуска двигателя в холодное время каждый двигатель снабжался инерционным стартёром, маховик которого приводился во вращение заводной рукояткой из боевого отделения. На случай отказа всех этих средств запуска двигатель можно было завести буксировкой машины со скоростью 3–5 км/ч. При этом сначала запускался один двигатель, а второй заводился путём включения второго генератора на параллельную работу.

Испытания «Фердинанда» стрельбой на полигоне в Путлосе. Май 1943 года. Машина окрашена в жёлтый цвет, лючок для загрузки снарядов открыт (ЯМ).

Схема соединения броневых листов корпуса и башни тяжёлого штурмового орудия «Фердинанд», составленная советскими специалистами после испытания машины (АСКМ).

Схема бронекорпуса «Фердинанда» с указанием габаритных размеров и углов наклона брони, выполненная после испытания машины в СССР (АСКМ).

Генераторы снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D149aAC мощностью 230 кВт. Они размещались в кормовой части машины под полом боевого отделения. Электроэнергия, вырабатываемая генераторами, подводилась к тяговым электромоторам по проводам через пульт управления - двойной контроллер, находившийся у механика-водителя. Тяговые электромоторы через фрикционные муфты постоянного подключения и понижающие редукторы передавали крутящий момент на ведущие колёса гусениц.

Каждый двигатель Maybach имел самостоятельную систему питания топливом, смазки и охлаждения, а также приборы запуска и контроля.

Вдоль бортов в передней части корпуса «Фердинанда» размещались два бензобака ёмкостью 540 л каждый. Они имели самостоятельные запорные краны, выведенные в отделение управления. Эти краны служили для подачи топлива в систему в тот момент, когда в баках его осталось минимально допустимое количество.

Горючее из бака по трубопроводу подавалось в поплавковые камеры карбюраторов двумя диафрагменными насосами Solex. Топливные насосы устанавливались с левой стороны нижней половины картера двигателей и приводились в действие эксцентриками приводного валика масляных насосов. Каждый двигатель имел два карбюратора Solex 52FFJIID, расположенных на верхней половине картера между блоками цилиндров. Перед тем как попасть из бензобаков в топливные насосы, горючее по трубопроводу через тройник и запорный кран системы поступало в топливные фильтры, пройдя которые оно поступало к топливным насосам и по трубопроводу в карбюраторы двигателя.

Двигатели Maybach имели водяное охлаждение. В передней части отделения силовой установки размещался блок из четырёх водяных радиаторов с осевым вентилятором на каждом из них. Дополнительно к этому блоку на каждом двигателе имелось по одному вентилятору воздушного охлаждения такого же типа, как и на радиаторах, служащих для выбрасывания нагретого воздуха из отделения силовой установки наружу. Кроме этого, на каждом генераторе Siemens Typ aGV размещался дополнительный вентилятор с обособленным вентиляционным каналом для охлаждения электромоторов, которые не имели своих вентиляторов. Воздух для вентиляции засасывался через центральные жалюзи, расположенные на крыше отделения силовой установки, а нагретый воздух от радиаторов выбрасывался через боковые жалюзи, расположенные рядом с центральными. Нагретый воздух, отбираемый вентиляторами от двигателей (загрязнённый продуктами сгорания топлива), а также воздух из каналов охлаждения электромоторов, выбрасывался через отверстия в кормовом листе корпуса, закрытые броневым кожухом.

Машина для эвакуации «фердинандов» «Берге-Фердинанд», изготовленная на шасси танка VK 4501(P).

Испытания «Тигра» Порше в присутствии представителей рейхсминистерства вооружения и боеприпасов. Австрия, лето 1942 года (АСКМ).

Танк «Тигр» Порше с гидравлической трансмиссией, использовавшийся в качестве командирской машины в 653-м батальоне тяжёлых истребителей танков. Район Тернополя, июнь 1944 года. На корме видно обозначение штаба 653-го батальона (ИП).

Танк «Тигр» Порше с гидравлической трансмиссией - штабная машина 653-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район Тернополя, июнь 1944 года. Танк имеет башенный номер 003 (ИП).

«Берге-Элефант» после ремонта. Апрель 1944 года. Машина покрыта циммеритом, на лобовом листе закреплены запасные траки, на рубке виден щиток для установки второго пулемёта (ИП).

Фото, демонстрирующее проблемы с эвакуацией неисправных «фердинандов» - для транспортировки одной машины (на фото № 632 6-й роты 654-го батальона) требовалось не менее четырёх 18-тонных полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9.

«Фердинанд» 653-го тяжёлого батальона истребителей танков после боя, июль 1943 года. На переднем плане видна радиоуправляемая танкетка BIV (Borgvard).

«Фердинанд» меняет позицию. Июль 1943 года. На лобовом листе хорошо видно крепление домкрата (ИП).

«Фердинанд» № 113 из состава 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков на марше. Июль 1943 года (ЯМ).

Два подбитых «фердинанда» из штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

Подорванный на мине и сгоревший «Фердинанд» 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (ЯМ).

Офицер Красной Армии у «Фердинанда» № 623 6-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. От внутреннего взрыва разошлись сварные швы рубки. Июль 1943 года (АСКМ).

Разбитый «Фердинанд» № II–03 из состава штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанды», испытывавшиеся обстрелом 20–21 июля 1943 года. Хорошо видны многочисленные снарядные попадания и пробоины (АСКМ).

«Фердинанд» № 723 из состава 7-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» 653-го батальона, подорвавшийся на мине. Июль 1943 года. От взрыва сорвало опорные катки левой передней тележки (АСКМ).

«Фердинанд» из состава 2-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков, уничтоженный внутренним взрывом. Июль 1943 года (ЦМВС).

Поле боя под станцией Поныри - на нём видны два подбитых «фердинанда», два советских танка Т-70 и три Т-34 (РГАКФД).

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» № 501 из штаба 5-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года. Эта машина была доставлена на НИБТ полигон для прохождения испытаний (АСКМ).

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» № 501 из штаба 5-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» на марше. Июль 1943 года. Машина замаскирована ветками (АСКМ).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков на позиции под Никополем. Октябрь 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков под Никополем. Октябрь 1943 года. Наряду с обозначением 1-й роты периода боёв под Курском на корме видна новая эмблема батальона (РГАКФД).

Два «Фердинанда» выдвигаются на огневые позиции. Плацдарм Запорожье, сентябрь 1943 года (АСКМ).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков в перерывах между боями. Плацдарм Запорожье, сентябрь 1943 года. На верхнем переднем листе видна укладка запасных траков (ИП).

Далеко не каждый мост мог выдержать 65-тонную махину. Но благодаря этому есть хорошее фото, на котором хорошо видно крышу «Фердинанда». Район Никополя, октябрь 1943 года (ИП).

«Фердинанд» № 121 из состава 1-й роты 653-го батальона на боевой позиции в районе Никополя, ноябрь 1943 года. Рядом с машиной валяются пустые бочки из-под горючего (ИП).

«Фердинанд» на переправе через Днепр. Октябрь 1943 года. Единственное известное фото, на котором эта машина имеет зимний камуфляж (КМ).

Кран переносит «Фердинанд» к месту работ. Завод «Нибелунгенверке», январь 1944 года. На корме машины видно тактическое обозначение 2-й роты 653-го батальона периода боёв Курск (ВШ).

«Элефант», брошенный экипажем из-за поломки на улице городка Сориано. Италия, июнь 1944 года (АСКМ).

Подорвавшийся на мине «Элефант». Италия, весна 1944 года (ВА).

Проект танка-тарана на шасси VK 4501(P) - Rammpanzer Tiger (P). Реконструкция на основе заводских чертежей.

Чтобы добраться до двигателей «Майбах» и генераторов приходилось снимать броневой лист с жалюзи, расположенный над ними. Это процедура была довольно трудоёмкой и требовала использования подъёмного крана (МК).

Кроме того, к двигателям поступал воздух и из боевого отделения, благодаря чему оно вентилировалось. Этот воздух выбрасывался наружу через отверстия в крыше перед лобовым листом рубки, закрытые броневыми грибообразными колпаками.

В ходе испытаний «Фердинанда» отмечалось, что использование электрической трансмиссии обеспечивало машине ряд некоторых ценных, с точки зрения эксплуатации, характерных особенностей:

«1. Первичные двигатели (Майбах) при различных условиях движения машины всегда работают в наиболее оптимальных режимах по мощности и, следовательно, экономичности;

2. Машина обладает свойством самоприспосабливаемости по скорости к изменению внешних нагрузок, то есть к рельефу и проходимости преодолеваемого участка пути. При этом нагрузка на первичные двигатели может оставаться практически постоянной;

3. Управление машиной в движении значительно упрощённое и облегчённое в сравнении с машинами с механической трансмиссией».

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Применительно к одному борту ходовая часть «Фердинанда» состояла из трёх тележек по два катка в каждой. Оригинальным узлом ходовой части являлась размещение торсионов подвески тележек не внутри корпуса, как у многих других танков (КВ, Т-50, Pz.III, Pz.V «Panther», Pz.VI «Tiger»), а снаружи, да к тому же не поперечно, а продольно. Несмотря на довольно сложную конструкцию подвески, разработанной Ф. Порше, работала она очень эффективно. Например, рассчитанная на танк VK 4501(P) массой 59 т, она без труда работала на «Фердинанде», который был тяжелее на 6 т. Кроме того, подвеска конструкции Порше оказалась хорошо приспособленной для ремонта и обслуживания в полевых условиях, значительно превосходя по этому показателю и «Тигр», и «Пантеру».

Удачной оказалась и конструкция опорных катков с внутренней амортизацией, которые имели довольно большой ресурс. Пожалуй недостатком подвески являлся выброс выхлопных газов двигателей Maybach в район пятого опорного катка, что приводило к перегреву последнего и более частому выходу из строя.

Ведущие колёса заднего расположения имели съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями. Направляющие колёса также имели зубчатые венцы, что не позволяло гусеницам проворачиваться вхолостую. Гусеничная цепь шириной 640 мм состояла из 108–110 литых стальных траков, соединённых пальцами. Последние с одной стороны удерживались в проушинах траков кольцеобразным стопором, входящим в кольцевую выточку, с другой стороны - головкой пальца.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Система низковольтного электрооборудования штурмового орудия «Фердинанд» являлась аналогичной системе танка Pz.IV и являлась совершенно независимой от электрооборудования трансмиссии. Наоборот, электрооборудование трансмиссии находилось в зависимости от системы низковольтного электрооборудования машины, так как обмотки независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки питались от аккумуляторных батарей.

Низковольтная бортовая сеть имела два напряжения - 12 и 24 В. Генераторы и аккумуляторная батарея 24-вольтовые, от такого же напряжения питались стартёры и обмотка независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки. Остальные потребители (освещение, радиостанция, двигатель вентилятора) работали от напряжения 12 В. Вся электропроводка выполнена по однопроводной схеме экранированным проводом с целью устранения помех радиоприёму, для этого же в зарядные цепи генераторов установлены электрические фильтры.

Для питания потребителей и зарядки аккумуляторов в системе низковольтного оборудования были установлены два генератора Bosch напряжением 24 В. Они монтировались на специальных ложах на днище машины за двигателями Maybach, от которых и осуществлялся привод к генераторам при помощи ремённой передачи и эластичной муфты.

Четыре аккумуляторных батареи Varta размещались в отделении управления под сиденьем радиста. Они соединялись в две параллельные группы. Аккумуляторы подзаряжались от 24-вольтовых генераторов.

Внешнее освещение включало в себя две передних фары Bosch и задний фонарь. В каждой фаре имелось две лампы - одна мощностью 20 Вт двухнитевая (ближнего и дальнего света), а вторая в 3 Вт (стояночного света). Задний фонарь - с одной лампой мощностью 5 Вт, закрытый крышкой с четырьмя отверстиями.

Внутреннее освещение состояло из шести ламп мощностью 10 Вт - две в отделении управления и четыре в боевом отделении. Кроме того, две лампы по 3 Вт применялись для освещения щитков контрольных приборов.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Штурмовое орудие «Фердинанд» оснащалось радиостанцией FuG 5, установленной в отделении управления. Она обеспечивала связь на расстоянии 6,5 км при работе телефоном и до 9,5 км в телеграфном режиме, антенный ввод находимся на крыше отделения управления справа. Кроме того, на машинах командиров рот и батальонов предусматривалась установка более мощной рации FuG 8, для которой имелся дополнительный антенный ввод в правом углу кормового листа рубки. Из книги Все о предпусковых обогревателях и отопителях автора Найман Владимир

Устройство и характеристики Принципы работы В основе работы неавтономных подогревателей лежат два хорошо известных физических явления: подогрев с помощью электрической энергии и теплообмен в жидкой среде, называемый конвекцией. Хотя оба явления известны, но

Из книги Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт автора Савосин Сергей

2.2. Устройство и работа Бензиновый двигатель – это двигатель с возвратно-поступательным движением поршней и принудительным воспламенением, работающий на топливно-воздушной смеси. В процессе сгорания запасенная в топливе химическая энергия преобразуется в тепловую, а

Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

4.1. Устройство и работа Для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к колесам автомобиля необходимо сцепление (если у автомобиля ручная КПП), коробка передач, карданная передача (для заднеприводной машины), главная передача с дифференциалом и полуоси

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

3.9.1. Как работает устройство Пока вокруг датчика сухо, на входе элемента DD1.1 высокий уровень напряжения. На выходе элемента (вывод 3 DD1.1) низкий уровень и сигнализация выключена. При небольшой влажности, а тем более, при воздействии на датчик влаги (капель воды) на входе

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

§ 31. Рулевое устройство Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени.Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 54.Руль – основной орган, обеспечивающий

Из книги Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина автора Коломиец Максим Викторович

§ 32. Якорное устройство Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.Основное якорное устройство размещается в носовой части открытой палубы и состоит из элементов, показанных на

Из книги Гараж. Строим своими руками автора Никитко Иван

§ 33. Швартовное устройство Швартовное устройство предназначается для крепления судна при стоянке у пристаней, набережных, пирсов или около других судов, барж и т. д.Составными элементами швартовного устройства на каждом судне являются (рис. 60):швартовы – тросы (канаты),

Из книги Управление и настройка Wi-Fi в своем доме автора Кашкаров Андрей Петрович

§ 34. Буксирное устройство Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные

Из книги Микроволновые печи нового поколения [Устройство, диагностика неисправностей, ремонт] автора Кашкаров Андрей Петрович

§ 36. Шлюпочное устройство Шлюпочное устройство на судне служит для спуска, подъема, хранения и закрепления шлюпок по-походному.Шлюпки (катера) предназначаются для спасения людей в случае аварии и гибели судна, для связи судна с берегом, а также для выполнения работ на

Из книги автора

1.4. Устройство шестивесельного яла Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1). Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:1 – форштевень; 2 – галсовый гак; 3 – брештук; 4 – отверстие для фонарной стойки; 5, 37 – решетчатые люки; 6 –

Из книги автора

1. Устройство СВЧ-печей 1.1. Секреты оправданной популярности современных микроволновых печей Все или почти все способы приготовления пищи сводятся к одному – разогреть посуду и ее содержимое, то есть нагреть сковородку или кастрюлю и, соответственно, ее содержимое.

Были у немцев лучшие в мире САУ или нет - вопрос спорный, но то, что им удалось создать одну, оставившую о себе неизгладимую память у всех советских воинов, - это точно. Речь идет о тяжелом самоходном орудии «Фердинанд». Дело дошло до того, что, начиная со второй половины 1943 года, почти в каждом боевом донесении советские войска уничтожали как минимум одну такую САУ. Если просуммировать потери «Фердинандов» по советским донесениям, то за войну их уничтожили несколько тысяч штук. Пикантность ситуации состоит в том, что немцы за всю войну выпустили их всего 90 штук, и еще 4 БРЭМ на их базе. Трудно найти образец бронетехники времен Второй Мировой войны, выпущенный в столь малом количестве и при этом так прославившийся. В «Фердинанды» записывали все немецкие самоходки, но наиболее часто - «Мардеры» и «Штуги». Примерно такая же ситуация была с немецким «Тигром»: с ним часто путали средний танк Pz-IV с длинной пушкой. Но здесь было хотя бы сходство силуэтов, а вот какое сходство у «Фердинанда» и, например, StuG 40 - большой вопрос.

Так каким был «Фердинанд», и почему он так широко известен со времен Курской битвы? Мы не будем вдаваться в технические детали и вопросы разработки конструкции, ибо это уже написано в десятках иных изданий, а обратим пристальное внимание на бои на северном фасе Курской дуги, где были массированно применены эти чрезвычайно мощные машины.


Боевая рубка САУ собиралась из листов кованной цементованной брони, переданной из запасов германского ВМФ. Лобовая броня рубки имела толщину 200 мм, бортовая и кормовая - 85 мм. Толщина даже бортовой брони делала САУ практически неуязвимой для огня почти всей советской артиллерии образца 1943 года на расстоянии свыше 400 м. Вооружение самоходки состояло из 8,8-см орудия StuK 43 (в некоторых источниках ошибочно приводится ее полевой вариант PaK 43/2) с длиной ствола 71 калибр, ее дульная энергия в полтора раза превышала таковую у пушки тяжелого танка «Тигр». Пушка «Фердинанда» пробивала все советские танки со всех углов атаки на всех дистанциях действительного огня. Единственная причина, по которой случалось непробитие брони при попадании, - рикошет. Всякое иное попадание вызывало пробитие брони, что в большинстве случаев означало выведение советского танка из строя и частичную или полную гибель его экипажа. Вот такое серьезное появилось у немцев незадолго до начала операции «Цитадель».


Формирование подразделений САУ «Фердинанд» началось 1 апреля 1943 года. Всего было решено сформировать два тяжелых батальона (дивизиона).

Первый из них, получивший номер 653 (Schwere PanzerJager Abteilung 653), формировался на основе 197-го дивизиона штурмовых орудий StuG III. Согласно новому штату, дивизион должен был иметь 45 САУ «Фердинанд». Эта часть была выбрана не случайно: личный состав дивизиона имел большой боевой опыт и участвовал в боях на Востоке с лета 1941 года по январь 1943 года. К маю 653-й батальон был полностью укомплектован согласно штату. Однако в начале мая 1943 года вся материальная часть была передана на укомплектование 654-го батальона, формировавшегося во Франции в городе Руан. К середине мая 653-й батальон был снова укомплектован почти по штату и имел в своем составе 40 САУ, после прохождения курса учений на полигоне Нойзейдель, 9–12 июня 1943 года, батальон одиннадцатью эшелонами убыл на Восточный фронт.

654-й тяжелый батальон истребителей танков был сформирован на базе 654-го противотанкового дивизиона в конце апреля 1943 года. Боевого опыта у его личного состава, воевавшего прежде с ПТО PaK 35/36, а затем на САУ «Мардер II», было гораздо меньше, чем у коллег из 653-го батальона. До 28 апреля батальон находился в Австрии, с 30 апреля в Руане. После проведения итоговых учений, в период с 13 по 15 июня, батальон четырнадцатью эшелонами убыл на Восточный фронт.

Согласно штату военного времени (K. St.N.№ 1148c от 31.03.43) тяжелый батальон истребителей танков включал в себя: командование батальона, штабную роту (взвода: управления, саперный, санитарный, зенитный), три роты «Фердинандов» (в каждой роте 2 машины штаба роты, и три взвода по 4 машины; т. е. 14 машин в роте), ремонтно-эвакуационную роту, автотранспортную роту. Всего: 45 САУ «Фердинанд», 1 санитарный БТР Sd.Kfz.251/8, 6 зенитных Sd.Kfz 7/1, 15 полугусеничных тягачей Sd.Kfz 9 (18-тонн), грузовые и легковые автомобили.


Штатная структура батальонов немного различалась. Начать надо с того, что в состав 653-го батальона входили 1,2 и 3-я роты, в 654-й - 5,6 и 7-я роты. 4-я рота куда-то «выпала». Нумерация машин в батальонах соответствовала немецким стандартам: так например, обе машины штаба 5-й роты имели номера 501 и 502, номера машин 1-го взвода с 511 по 514 включительно; 2-го взвода 521 - 524; 3-го 531 - 534 соответственно. Но если мы внимательно рассмотрим боевой состав каждого батальона (дивизиона), мы увидим, что в «боевой» численности подразделений всего 42 САУ. А по штату 45. Куда же делись еще по три САУ из каждого батальона? Вот тут-то и сказывается разница в организации импровизированных танкоистребительных дивизионов: если в 653-м батальоне 3 машины были выведены в резервную группу, то в 654-м батальоне 3 «лишние» машины были организованы в штабную группу, имевшую нестандартные тактические номера: II-01, II-02, II-03.

Оба батальона (дивизиона) вошли в состав 656-го танкового полка, штаб которого немцы сформировали еще 8 июня 1943 года. Соединение получилось весьма мощным: кроме 90 САУ «Фердинанд» в его состав входили 216-й батальон штурмовых танков (Sturmpanzer Abteilung 216), и две роты радиоуправляемых танкеток ВIV «Богвард» (313-я и 314-я). Полк должен был послужить тараном немецкого наступления по направлению ст. Поныри - Малоархангельск.

25 июня «Фердинанды» стали выдвигаться к линии фронта. К 4 июля 1943 года 656-й полк был развернут следующим образом: к западу от железной дороги Орел - Курск 654-й батальон (р-н Архангельское), к востоку 653-й батальон (р-н Глазунова), за ними три роты 216-го батальона (всего 45 «Бруммбаров»). Каждому батальону «Фердинандов» придавалось по роте радиоуправляемых танкеток B IV.

5 июля 656-й танковый полк перешел в наступление, поддерживая части 86-й и 292-й немецких пехотных дивизий. Однако, таранного удара не получилось: 653-й батальон в первый же день увяз в тяжелейших боях у высоты 257,7, которую немцы прозвали «Танковая». Мало того, что на высоте были вкопаны по самую башню тридцатьчетверки, так еще высота была прикрыта мощнейшими минными полями. В первый же день на минах подорвалось 10 САУ батальона. Тяжелые потери были и в личном составе. Подорвавшись на противопехотной мине, получил тяжелые ранения командир 1-й роты, гауптман Шпильман. Выяснив направление удара, ураганный огонь открыла и советская артиллерия. В результате, к 17:00 5 июля на ходу осталось всего 12 «Фердинандов»! Остальные получили повреждения разной степени тяжести. Остатки батальона в течение следующих двух дней продолжали вести бои по овладению ст. Поныри.

Атака 654-го батальона получилась еще более провальной. 6-я рота батальона по ошибке наскочила на собственное минное поле. В течение буквально нескольких минут большая часть «Фердинандов» подорвалась на собственных минах. Обнаружив чудовищные немецкие машины, еле ползущие на наши позиции, советская артиллерия открыла по ним сосредоточенный огонь. Результатом явилось то, что немецкая пехота, поддерживавшая атаку 6-й роты, понесла большие потери и залегла, оставив САУ без прикрытия. Четыре «Фердинанда» из 6-й роты все же смогли выйти к советским позициям, и там, по воспоминаниям немецких самоходчиков, их «атаковали несколько храбрых русских солдат, оставшихся в окопах и вооруженных огнеметами, а с правого фланга, с линии железной дороги открыла огонь артиллерия, но увидев, что это неэффективно, русские солдаты организованно отошли».

5-я и 7-я роты тоже достигли первой линии окопов, потеряв около 30% машин на минах и попав под сильный артобстрел. При этом был смертельно ранен осколком снаряда командир 654-го батальона майор Ноак.

После занятия первой линии траншей, остатки 654-го батальона двинулись в направлении Понырей. При этом часть машин опять подорвалась на минах, а «Фердинанд» № 531 из 5-й роты, будучи обездвижен фланговым огнем советской артиллерии, был добит и сгорел. В сумерках батальон достиг холмов севернее Понырей, где остановился на ночевку и перегруппировку. В батальоне на ходу осталось 20 машин.

6 июля из-за проблем с горючим 654-й батальон пошел в атаку только в 14:00. Однако из-за сильного огня советской артиллерии немецкая пехота понесла серьезные потери, отошла назад и атака захлебнулась. В этот день 654-й батальон доносил «о большом количестве русских танков, прибывших для усиления обороны». Согласно вечерней сводке, экипажи САУ уничтожили 15 советских танков Т-34, причем 8 из них записали на счет экипажа под командованием гауптмана Людерса, а 5 - лейтенанта Петерса. На ходу осталось 17 машин.

На следующий день остатки 653-го и 654-го батальонов были оттянуты к Бузулуку, где составили корпусной резерв. Два дня были посвящены ремонту машин. 8 июля несколько «Фердинандов» и «Бруммбаров» участвовали в неудачной атаке на ст. Поныри.

В то же время (8 июля) штаб советского Центрального фронта получает первое донесение от начальника артиллерии 13-й армии о подорвавшемся на мине «Фердинанде». Уже через два дня из Москвы в штаб фронта прибыла группа из пяти офицеров ГАУ КА специально для изучения этого образца. Однако им не повезло, к этому моменту местность, где стояла поврежденная САУ была занята немцами.

Главные события развивались 9–10 июля 1943 года. После многих безуспешных атак на ст. Поныри немцы поменяли направление удара. С северо-востока, через совхоз «1 мая» нанесла удар импровизированная боевая группа под командованием майора Калль. Состав этой группы впечатляет: 505-й батальон тяжелых танков (ок. 40 танков «Тигр»), 654-й и часть машин 653-го батальона (всего 44 «Фердинанда»), 216-й батальон штурмовых танков (38 САУ «Бруммбар»), дивизион штурмовых орудий (20 StuG 40 и StuH 42), 17 танков Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV. Непосредственно за этой армадой должны были двигаться танки 2-й ТД и мотопехота на БТР.

Таким образом, на фронте в 3 км, немцы сосредоточили около 150 боевых машин, не считая второго эшелона. Из машин первого эшелона более половины - тяжелые. По донесениям наших артиллеристов немцы впервые здесь применили новое атакующее построение «в линию» - с «Фердинандами», которые шли впереди. Машины 654-го и 653-го батальонов действовали, выстроившись в два эшелона. В линии первого эшелона наступали 30 машин, во втором эшелоне двигалась еще одна рота (14 машин) с интервалом 120–150 м. Командиры рот находились в общей линии на штабных машинах, несших флажок на антенне.

В первый же день этой группе легко удалось прорваться через совхоз «1 мая» к поселку Горелое. Здесь наши артиллеристы сделали воистину гениальный ход: видя неуязвимость для артиллерии новейших германских бронированных чудовищ, их пропустили на огромное минное поле, начиненное вперемешку противотанковыми минами и фугасами из трофейных боеприпасов, и затем открыли ураганный огонь по шедшей за «Фердинандами» «свите» из средних танков и штурмовых орудий. В итоге вся ударная группа понесла ощутимые потери и вынуждена была отойти.


На следующий день, 10 июля, группа майора Калль нанес новый мощный удар и отдельные машины прорвались к окраине ст. Поныри. Прорвавшимися машинами были тяжелые САУ «Фердинанд».

По описаниям наших солдат «Фердинанды» наступали, ведя огонь из орудия с коротких остановок с дистанции от одного до двух с половиной километров: очень большой дистанции для бронетехники того времени. Подвергнувшись сосредоточенному огню, или обнаружив заминированный участок местности, они отходили задним ходом к какому-нибудь укрытию, стараясь всегда быть обращенными к советским позициям толстой лобовой броней, абсолютно неуязвимой для нашей артиллерии.

11 июля ударная группа майора Калль была расформирована, 505-й тяжелый танковый батальон и танки 2-й ТД были переброшены против нашей 70-й армии в район Кутырки - Теплое. В районе ст. Поныри оставались лишь подразделения 654-го батальона и 216-го дивизиона штурмовых танков, пытавшиеся эвакуировать в тыл поврежденную матчасть. Но эвакуировать 65-тонные «Фердинанды» в течение 12–13 июля не удалось, а 14 июля советские войска начали массированное контрнаступление от станции Поныри в направлении совхоза «1 мая». К середине дня немецкие войска были вынуждены отойти. Наши танкисты, поддерживающие атаку пехоты, понесли тяжелые потери, в основном не от огня немцев, а потому, что рота танков Т-34 и Т-70 выскочила на то же мощное минное поле, на котором за четыре дня до этого подорвались «Фердинанды» 654-го батальона.

15 июля (то есть уже на следующий день) подбитая и уничтоженная у станции Поныри немецкая техника была осмотрена и изучена представителями ГАУ КА и НИБТ полигона. Всего на поле боя северо-восточнее ст. Поныри (18 км2) осталось 21 САУ «Фердинанд», три штурмовых танка «Бруммбар» (в советских документах - «Медведь»), восемь танков Pz-III и Pz-IV, два командирских танка, и несколько радиоуправляемых танкеток В IV «Богвард».


Большая часть «Фердинандов» была обнаружена на минном поле у поселка Горелое. Больше половины осмотренных машин имели повреждения ходовой части от воздействия противотанковых мин и фугасов. 5 машин имели повреждения ходовой части от попаданий снарядов калибра 76-мм и выше. Два «Фердинанда» имели простреленные орудия, один из них получил аж 8 попаданий в ствол орудия. Одна машина была полностью разрушена попаданием авиабомбы с советского бомбардировщика Пе-2, одна уничтожена попаданием 203-мм снаряда в крышу рубки. И лишь один «Фердинанд» имел снарядную пробоину в левом борту, сделанную 76-мм бронебойным снарядом, 7 танков Т-34 и батарея ЗИС-3 обстреливали его со всех сторон, с дистанции 200–400 м. И еще один «Фердинанд», не имевший внешних повреждений корпуса, был нашей пехотой сожжен бутылкой с КС. Несколько «Фердинандов», лишенных возможности двигаться своим ходом, были уничтожены своими экипажами.

Основная же часть 653-го батальона действовала в полосе обороны нашей 70-й армии. Безвозвратные потери за время боев с 5 по 15 июля составили 8 машин. Причем одну наши войска захватили совершенно исправной, да еще и вместе с экипажем. Произошло это следующим образом: в ходе отражения одной из немецких атак в районе поселка Теплое 11–12 июля, наступающие немецкие войска подверглись массированному артиллерийскому обстрелу дивизиона корпусной артиллерии, батареи новейших советских САУ СУ-152 и двух ИПТАП, после чего противник оставил на поле боя 4 «Фердинанда». Несмотря на такой массированный обстрел, ни одна немецкая САУ не имела пробития брони: две машины имели снарядные повреждения ходовой части, одна была сильно разрушена огнем крупнокалиберной артиллерии (возможно, СУ-152) - у нее был сдвинут с места лобовой лист. А четвертая (№ 333), стремясь выйти из под обстрела, двигалась задним ходом и, попав на песчаный участок, просто «села» на брюхо. Экипаж попытался было подкопать машину, но тут на них напоролись атакующие советские пехотинцы 129-й стрелковой дивизии и немцы предпочли сдаться в плен. Тут наши столкнулись с той же проблемой, которая уже давно тяготила умы командования немецких 654-го и 653-го батальонов: чем эту махину вытаскивать с поля боя? Вытягивание «бегемота из болота» затянулось аж до 2 августа, когда усилиями четырех тракторов С-60 и С-65 «Фердинанда», наконец, вытянули на твердый грунт. Но в ходе его дальнейшей транспортировки к железнодорожной станции один из бензиновых двигателей САУ вышел из строя. Дальнейшая судьба машины неизвестна.


С началом советского контрнаступления «Фердинанды» попали в свою стихию. Так, 12–14 июля 24 самоходки 653-го батальона поддерживали части 53-й пехотной дивизии в районе Березовец. При этом, отражая атаку советских танков у поселка Красная Нива экипаж только одного «Фердинанда» лейтенанта Тирета доложил об уничтожении 22 танков Т-34.

15 июля 654-й батальон отбил атаку наших танков со стороны Малоархангельск - Бузулук, при этом 6-я рота доложила об уничтожении 13 советских боевых машин. В последующем остатки батальонов оттянули в Орел. К 30 июля все «Фердинанды» были выведены с фронта, и по приказу штаба 9-й армии отправлены в Карачев.

В ходе операции «Цитадель» 656-й танковый полк ежедневно докладывал о наличии боеспособных «Фердинандов» по радио. Согласно этим докладам на 7 июля в строю было 37 «Фердинандов», 8 июля - 26, 9 июля - 13, 10 июля - 24, 11 июля - 12, 12 июля - 24, 13 июля - 24, 14 июля - 13 штук. Эти данные плохо соотносятся с немецкими же данными по боевому составу ударных групп в которые входили 653-й и 654-й батальоны. Немцы признают безвозвратно потерянными 19 «Фердинандов», кроме того, еще 4 машины были потеряны «из-за короткого замыкания и последующего за этим пожара». Следовательно, 656-й полк потерял 23 машины. Кроме того, есть нестыковки с советскими данными, которые фотодокументально свидетельствуют об уничтожении 21 САУ «Фердинанд».


Возможно, немцы попытались, как это часто бывало, списать несколько машин в безвозвратные потери задним числом, ибо, по их данным, с момента перехода советских войск в наступление безвозвратные потери составили 20 «Фердинандов» (сюда по-видимому входят и какие-то из 4 сгоревших по техническим причинам машин). Таким образом, по немецким данным, общие безвозвратные потери 656-го полка с 5 июля по 1 августа 1943 года составили 39 «Фердинандов». Как бы там ни было, это в общем подтверждается документами, и, в основном, соответствует советским данным.


Если потери «Фердинандов» и по немецким, и по советским совпадают (разница лишь в датах), то дальше начинается «ненаучная фантастика». Командование 656-го полка заявляет, что за период с 5 июля по 15 июля 1943 года полком выведено из строя 502 вражеских танка и САУ, 20 противотанковых и около 100 других орудий. Особенно отличился на поприще уничтожения советской бронетехники 653-й батальон, записавший себе в уничтоженные 320 советских танков, а также большое количество орудий и автомобилей.

Попытаемся разобраться с потерями советской артиллерии. За период с 5 по 15 июля 1943 года Центральный фронт под командованием К. Рокоссовского потерял 433 орудия всех типов. Это данные по целому фронту, занимавшему весьма протяженную полосу обороны, поэтому данные по 120-ти уничтоженным орудиям на одном маленьком «пятачке» кажутся явно завышенными. Кроме того, очень интересно сравнить заявленное количество уничтоженной советской бронетехники с реальной ее убылью. Итак: к 5 июля танковые части 13-й армии насчитывали в своем составе 215 танков и 32 САУ, еще 827 бронеединиц числилось во 2-й ТА и 19-м ТК, находившемся в резерве фронта. Большая их часть была введена в бой именно в полосе обороны 13-й армии, где немцы наносили свой главный удар. Потери 2-й ТА за период с 5 по 15 июля составили 270 танков Т-34 и Т-70 сгоревшими и подбитыми, потери 19-го ТК - 115 машин, 13-й армии (с учетом всех пополнений) - 132 машины. Следовательно, из задействованных в полосе 13-й армии 1129 танков и САУ общие потери составили 517 машин, причем больше половины из них были восстановлены уже в ходе боев (безвозвратные потери составили 219 машин). Если же учесть, что полоса обороны 13-й армии в разные дни операции составляла от 80 до 160 км, а «Фердинанды» действовали на фронте от 4 до 8 км, становится понятно, что «нащелкать» такое количество советской бронетехники на таком узком участке было просто нереально. А если мы учтем еще и то, что против Центрального фронта действовали несколько танковых дивизий, а также 505-й тяжелотанковый батальон «Тигров», дивизионы штурмовых орудий, САУ «Мардер» и «Хорниссе», а также артиллерия, то видно, что результаты 656-го полка бессовестно раздуты. Впрочем, подобная картина получается и при проверке результативности тяжелых танковых батальонов «Тигров» и «Королевских Тигров», да и вообще всех немецких танковых частей. Справедливости ради надо сказать, что подобной «правдивостью» грешили боевые донесения и советских, и американских, и английских войск.


Так в чем же причина такой известности «тяжелого штурмового орудия», или, если угодно, «тяжелого истребителя танков Фердинанд»?

Несомненно, творение Фердинанда Порше было своеобразным шедевром технической мысли. В огромной САУ были применены многие технические решения (уникальная ходовая часть, комбинированная силовая установка, расположение БО и т. д.) не имевшие аналогов в танкостроении. Вместе с тем многочисленные технические «изюминки» проекта были слабо приспособлены для войсковой эксплуатации, а феноменальная бронезащита и мощнейшее вооружение, покупались за счет отвратительной подвижности, малого запаса хода, сложностью машины в эксплуатации и отсутствием концепции применения такой техники. Это все так, но не это было причиной такого «испуга» перед творением Порше, что советским артиллеристам и танкистам почти в каждом боевом донесении мерещились толпы «Фердинандов» даже после того, как немцы все оставшиеся в живых САУ вывезли с восточного фронта в Италию и вплоть до боев в Польше в они на Восточном фронте не участвовали.

Несмотря на все свои несовершенства и «детские болезни», САУ «Фердинанд» оказалась страшным противником. Ее броня не пробивалась. Просто не пробивалась. Совсем. Ничем. Можно представить себе, что чувствовали и что думали советские танкисты и артиллеристы: лупишь по ней, выпускаешь снаряд за снарядом, а она словно заговоренная, прет и прет на тебя.


Многие современные исследователи в качестве основной причины неудачного дебюта «Фердинандов» называют отсутствие противопехотного вооружения этой САУ. Дескать, не было у машины пулеметов и САУ были беспомощны против советской пехоты. Но если проанализировать причины потерь САУ Фердинанд, то становится ясно, что роль пехоты в деле уничтожения «Фердинандов» была просто ничтожной, подавляющее большинство машин было подорвано на минных полях, еще некоторая часть была уничтожена артиллерией.

Таким образом, вопреки бытующему мнению, что в больших потерях на Курской дуге САУ «Фердинанд» виноват В. Модель, который якобы «не знал» как их правильно применить, можно сказать, что основными причинами таких высоких потерь этих САУ явились тактически грамотные действия советских командиров, стойкость и храбрость наших солдат и офицеров, а также немного военной удачи.

Иной читатель возразит, почему мы не говорим о боях в Галиции, где с апреля 1944 года участвовали слегка модернизированные «Элефанты» (которых от прежних «Фердинандов» отличали незначительные улучшения, вроде курсового пулемета и командирской башенки)? Отвечаем: потому что там их судьба была не лучше. До июля они, сведенные в 653-й батальон, вели бои местного значения. После начала крупного советского наступления, батальон был брошен на помощь немецкой дивизии СС «Хоэнштауфен», но напоролся на засаду советских танков и противотанковой артиллерии и 19 машин были сразу уничтожены. Остатки батальона (12 машин) были сведены в 614-ю отдельную тяжелую роту, которая приняла бои под Вюнсдорфом, Цоссеном и Берлином.


Номер САУ Характер повреждения Причина повреждения Примечание
731 Разрушена гусеница Подорвана на мине САУ отремонтирована и отправлена в Москву на выставку трофейного имущества
522 Разрушена гусеница, повреждены опорные катки Подорвана на фугасе, воспламенилось топливо Машина сгорела
523 Разрушена гусеница, повреждены опорные катки Подорвана на фугасе, подожжена экипажем Машина сгорела
734 Разрушена нижняя ветвь гусеницы Подорвана на фугасе, воспламенилось топливо Машина сгорела
II-02 Сорвана правая гусеница, разрушены опорные катки Подорвана на мине, подожжена бутылкой КС Машина сгорела
I-02 Сорвана левая гусеница, разрушен опорный каток Подорвана на мине и подожжена Машина сгорела
514 Разрушена гусеница, поврежден опорный каток Подорвана на мине, подожжена Машина сгорела
502 Сорван ленивец Подорвана на фугасе Машина испытывалась обстрелом
501 Сорвана гусеница Подорвана на мине Машина отремонтирована и доставлена на НИБТ полигон
712 Разрушено правое ведущее колесо Попадание снаряда Экипаж машину покинул. Пожар потушен
732 Разрушена третья каретка Попадание снаряда и поджег бутылкой КС Машина сгорела
524 Разорвана гусеница Подорвана на мине, подожжена Машина сгорела
II-03 Разрушена гусеница Снарядное попадание, поджег бутылкой КС Машина сгорела
113 или 713 Разрушены оба ленивца Снарядные попадания. Орудие подожжено Машина сгорела
601 Разрушена правая гусеница Снарядное попадание, орудие подожжено снаружи Машина сгорела
701 Разрушено боевое отделение попадание снаряда 203-мм в люк командира -
602 Пробоина в левом борту у бензобака 76-мм снаряд танковой или дивизионной пушки Машина сгорела
II-01 Орудие сгорело Подожжено бутылкой КС Машина сгорела
150061 Разрушены ленивец и гусеница, прострелен ствол орудия Снарядные попадания в ходовую часть и пушку Экипаж взят в плен
723 Разрушена гусеница, орудие заклинено Снарядные попадания в ходовую часть и маску -
? Полное разрушение Прямое попадание с бомбардировщика «Петляков»


Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.