Чет чит чередование. Корень бир бер правило примеры

Основываясь на правило русского языка известно, что корни бер — бир , с чередующимися гласными е, и пишутся следующим образом. Если в слове с таким чередованием гласных присутствует суффикс «а», то писать в корне следует букву «и». Если отсутствует суффикс — писать нужно «е».

Примеры слов — собирать, соберет, убирать, уберет, выберу.

Корни -бир- и -бер- — это корни, в которых происходит чередование гласных. Написание гласной в корне зависит от наличия/отсутствия последующего суффикса А.

Примеры слов: отберу, наберу, приберу, подберу, переберем, но отбирать, перебирать, прибираться, набирать и др.

Корни -бер- и -бир- — это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя. Действовать тут можно только по правилу.

Правило: при правописании корней -бер- и -бир- нужно смотреть есть ли суффикс «а» после корня. Если после корня есть суффикс «А», то в корне пишется буква «И». Если суффикса «а» нет, то пишется корень -бер-.

А теперь примеры слов с корнями -бер- и -бир-: прибирать, забирать, отбирать, выбирать, добирать, забирающий, отбирающий, недобирать, оббирать, убирать, беру, берущий, уберу, заберу, приберу, выберу, доберёт, выберет.**

Корни -бер- и -бир- относятся к заданиям второго класса. Соответственно слова в примерах тоже нужны для возраста детей вторых классов.

БЕРу, заБИРаю, БРать, уБИРаю, соБИРаю, БЕРем, БРали, муха-БЕРуха, поБЕРушка.

Все слова с корнем -бер- или -бир- имеют смысловую нагрузку от одного слова брать, при добавлении приставок и изменении окончаний изменяется слово, но не по смыслу, а по склонению его относительно множественного или единственного числа.

Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. Это невозможно тогда, когда в корне слов происходит чередование, как, например, в словах с корнем бер-/бир- .

Если за корнем следует суффикс -а-, то в нем пишется буква -и-, то есть корень приобретает вид — бир-. В остальных случаях в однокоренных словах пишется корень бер-.

Примеры слов с корнем бир- :

избиратель, избирательный, избирать, избираться, избираемость, избирательность, избирательский, перебирать, перебираться, выбирать, выбирание, отбирать, отбираться, собирать грибы, собираться в поход, собирательный образ, собирательство, собирание, собиратель, собирательница, убирать вещи, забирать с собой, забираться в кладовку, прибирать дом, прибираться в кухне, побираться.

Примеры слов с корнем бер- :

www.bolshoyvopros.ru

Слова с корнем бер бир

Здравствуйте, уважаемые эксперты сайта!
Ваша команда всегда помогает мне разобрать с тонкостями русского языка. Помогите мне разобраться, в каких словах можно наблюдать корень БИР, а где БЕР?

Здравствуйте, уважаемый читатель нашего сайта!
Мы рады будем оказать Вам помочь в решении всех интересующих вас вопросах. Вас волнует вопрос связанный с тем, в каких сдовах мы можем увидеть клрень БИР, а где БЕР? И есть ли разница в написании или нет? Объясните правописание на наглядных примерах.
Наша команда с большой радостью поможем вам разобраться со всеми возникшими у вас вопросами. Для начала вам понадобится взять в руки орфографический или толковый словарь.
Во-первых, вам необходимо вспомнить тот факт, что корни -бер- и -бир- - это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя.
В данном именно случае действовать необходимо только строго по правилу. Рассмотрим следующее правило:
» При правописании корней -бер- и -бир- нужно смотреть есть ли суффикс «а» после корня. Если после корня есть суффикс «А», то в корне пишется буква «И». Если суффикса «а» нет, то пишется корень -бер - «. А теперь для закрепления стоит рассмотреть несколько наглядных примеров.
Прибирать - корень: БИР.
Забирать - корень: БИР.
Выбирать - корень: БИР.
Уберу - корень: БЕР.
Приберу - корень: БЕР.
Доберёт - корень: БЕР.
Я надеюсь, что Вы усвоили сегодняшний урок и сделали определенные выводы, а именно как правильно необходимо разбирать и определять верное написание слов, а также определять, в каких случаях мы пишем корень БИР, а в каком БЕР. Это стоит запомнить и применять на практике! Полагаю, Вы усвоили тему, и наша команда смогла ответить на все волнующие вас вопросы!
Желаем успехов и удачи!

Я все уберу и только после этого смогу отправиться с подругой в кино.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить ответ.

Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения
администрации портала и при наличие активной ссылки на источник.

ru.solverbook.com

Правописание чередующихся гласных в корне слова

Чередование а и о

1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; заг а́ р, уг а́ р – загор е́ лый, угор е́ ть.

Исключения: в ы́ гарки, и́ згарь, пр и́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: з а́ рево, з о́ рька – зарн и́ ца, озар я́ ть.

Исключение: зорев а́ ть.

3. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кл а́ няться, покл о́ н – поклон и́ ться, поклон е́ ние.

5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлаг а́ ть, прилаг а́ тельное – предлож и́ ть, облож е́ ние.

Исключение: п о́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокн у́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пл а́ вать, плав у́ честь, поплав о́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о: подскак а́ ть – подскоч и́ ть.

Исключения: скач о́ к, скач у́ .

11. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тв о́ рчество – твор и́ ть, твор е́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговор и́ ть – угов а́ ривать, затр о́ нуть – затр а́ гивать, зараб о́ тать – зараб а́ тывать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Корни с чередованием. Все правила

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- (блИст ать - блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)
  • Правило II. Корни с чередованием А//О

    • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
    • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
    • Правило III. Корни с чередованием А//О

    • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).
    • Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.

      Правило IV. Корни с чередованием А//О

    • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
    • Чередование, зависящее от ударения

      Правило V. Корни с чередованием А//О

      Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А О .

    • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
    • -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
    • Правило VI. Корни с чередованием А//О

      Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .

      Исключения: зор янка, зор евать.

    • -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)
    • Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

      Правило VII. Корни с чередованием А//О

    • -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд промОк нуть под дождём)

    Правило VIII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .

  • -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры подровн ять грядку ).
  • Корни бир бер правило

    Корни с чередованием

    Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .

    Спасибо за то что написали все правила мне это очень помогло. Раньше у меня по этой теме было 3, а теперь 5.

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 47488 от 25.11.2011 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .

    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского, 15-45

    Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .

    Если на корни –гАр - и – клАн - падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .

    Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .

    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского, 15-45

    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна

    Тоже самое с зар зор- а как же зарница? Ударение на А, но мы же не пишем О

    Пример слов с корнем БИР: Набирать-Обирать-Избиратель-Разбирать-Собирание.

    соберу ягоды, соберусь с силами, собери посуду со стола, отберет игрушку, выберут депутата, заберем с собой, изберёте председателя, переберем картофель, уберут двор, приберу комнату.

    Примеры слов - собирать, соберет, убирать, уберет, выберу.

    забираю санки, убираю в комнате, собираю бумажки в классе, выбираю корень слова, отбираю сумку у собаки, берегу природу.

    Корни -бер- и -бир- - это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя. Действовать тут можно только по правилу.

    Примеры слов с корнем -бер-, -бир-? Опишите принцип подбора однокоренных слов под этот корень.

    Примеры слов с корнем -бер,бир

    Чтобы объяснить принцип подбора слов с указанными корнями, следует уточнить, что на самом деле, этот корень принимает не только вид БИР-БЕР, но и БОР и БР. Ведь это исторический корень глагола Брать, который оказывается родоначальником огромного количества родственных слов.

    В безударном корне -лаг- - -лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлагать, прилагательное - предложить, обложение. Исключение: полог.

    Расскажите правило правописание чередующихся гласных в корне

    В корне -раст- - -рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ) , в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.

    В корне -зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: зарево, зорька - зарница, озарять. Исключение: зоревать.

    В безударном корне -скак- - -скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскакать - подскочить. Исключения: скачок, скачу.

    В корне -твар- - -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, творчество - творить, творец. Исключение: утварь.

    Корень -мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень -мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

    если суффикс другой, то в корне -е- напр. выбЕр*е*шь

    Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать. Корень -ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Сравните: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным) ; выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным) .

    В корне -кас- - кос (н) - пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная-коснуться, прикосновение.

    В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.

    В корне -клан- - -клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кланяться, поклон - поклониться, поклонение.

    В корне -плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень -плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень -плыв- - в слове плывуны.

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
  • Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

  • Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что - рос- в данном случае слог, а корню - роскош- не свойственно значение «расти».
  • Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

    Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

    При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием согласных и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

    Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

    Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примеры

    Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

    Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

    Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

    1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
    2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
    3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
    4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

    Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

    В прилагательном «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание - сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

    6.Лаг/лож- В корне лаг - пишется гласная а

    8.Рос/раст/ращ- В корне рос - пишется гласная о

    Подскажите правила бер бир мер мир кос кас блест блист

    Исключение: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав, подростковый

    Мок - со значением «пропускать жидкость» или «содержать жидкость»

    Исключения: заря, зоревать, утварь, изгарь (что-то перегоревшое) , пригарь (привкус гари)

    Плав - пишется во всех остальных словах (сплавлять лес)

    1.В следующих корнях пишется и, если есть суффикс а

    3.Мак/мок-Мак - пишется в словах со значением «погружать в жидкость»

    9.Равн/ровн- Равн - пишется в словах со значением «равный, одниаковый»

    4.Плав/плов-Плов пишется в словах пловец, пловчиха, пловцы и производных от них

    7.В следующих корнях пишется без ударения о, под ударением а

    5.Скак/скоч-В корне скак - пишется гласная а

    Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться .

    Корни с чередованием: правописание, примеры

    Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

    Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

    Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

    Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

    3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка ; проскочить – проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

    Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори . Исключения – зоревать, зорянка .

    Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

    Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

    2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли ; возраст – сращение – заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

    Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

    Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение . Исключение – слово утварь .

    26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

    45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

    Азбучные истины

    44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

    27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

    22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

    39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

    10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

    43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

    48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

    12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

    34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

    3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

    А сейчас, ребята, мы с вами приступим к осуществлению проекта «НОВОСЕЛЬЕ». Мы отправимся на новоселье к корням с чередующимися гласными.

    корней–бер- (– бир -), -мер – (-мир-), -дер-(дир-), -кос- (-кас-)

    научить учащихся владеть способом выбора гласных и-е, о-а при правописании

    Итак, посмотрим внимательно на слова и попробуем найти закономерность, согласно которой, в корне написана та или иная буква.

    Правописание гласных в корнях с чередованием –кас,кос,бер,бир- (разработка урока)

    1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.

    Макать сухарик в чай, выровнять дорогу, уравнение, непромокаемый плащ, равномерные колебания, подровнять грядки, сравнение, равнение в рядах, обмакнуть перо, промокательная бумага, подровнять волосы, уровнять в правах, подравняться в строю, равнина, равнозначные величины.

    Давайте, ребята, запишем слова, из предложения, выделим корни и поселим их в наш терем, соблюдая правила «расселения». В левое окошко мы записываем корни с буквой «а»,т. к рядом суффикс А, в правое окошко мы поселим корни с буквой «о». так как суффикса А - нет.

    А теперь проверим правильность выполненного задания

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация

    Задание: если в корне «а»- хлопаем в ладоши, если в корне «о» - поднимаем руки.

    Познакомить учащихся с правилом правописания чередующихся гласных в корнях,

    Сегодня мы к…снемся темы «Мой дом». Устный рассказ должен к…саться заданной темы. Мысли пол_гается изл_гать последовательно и чётко. Предл…жения должны быть хотя и распространёнными, но не слишком длинными.

    В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и .

    В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне.

    В корне бер-/бир- пишет­ся бук­ва и , если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а- , а если его нет, то пишет­ся бук­ва е . Сравним:

    изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный - изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;

    заб и р а ть - заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;

    отб и р а ть - отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;

    приб и р а ть, приб и р а ние - приб е ру, приб е рёте, приб е рём;

    соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный - соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

    Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в кор­нях блест-/блист-, дер-/дир-, жег-/жиг-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, стел-/стил-, чет-/чит-. Например:

    бл и ст а ть, бл и ст а тель­ный - бл е стеть, бл е стя­ще;

    сд и р а ть, сд и р а ние - сд е ру, сд е рёшь;

    обж и г а ть, заж и г а тель­ный, приж и г а ние - выж е г, выж е гший;

    зам и р а ть - зам е реть, зам е рший;

    запир а ть, запир а тель­ное (устрой­ство) - зап е реть, зап е ртый;

    ст и р а ть, обт и р а ть - ст е реть, обт е реть;

    расст и л а ть, расст и л а ние - ст е лить, перест е лить;

    выч и т а ть, выч и т а ние - выч е т.

    Правописание и – е
    в корнях с чередованием

    1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

    2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

    3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

    Оборудование: учебник, доска, мел, тетрадь по теории, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал, карточки № 1 и 2, призы.

    2. Проверка домашнего задания (упр. 457) (взаимопроверка + устная проверка сильным учащимся) + запись встретившихся орфограмм в домашнем упражнении (слабым учащимся).

    3. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие пять – повышенного уровня (4, 5).

    Выделите кружочком правильный ответ:

    1. Глагол отвечает на вопросы:

    а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

    2. Глагол изменяется:

    а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

    3. Чаще всего глагол в предложении является:

    а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

    4. Какой глагол пишется с не слитно?

    а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

    5. Какой глагол совершенного вида?

    а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

    6. Морфологические признаки глагола определяются:

    а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

    7. Можно ли составить словосочетание

    8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

    а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

    9. Сколько морфем в глаголе беречь?

    10. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

    а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

    Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – а; 10 – в.

    4. Объяснение нового материала.

    Для начала расслабимся и вспомним: как говорит ослик? И-а . Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове соби ра л в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове собе ре шь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а ), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Я вам сейчас спою веселую песенку ослика, а вы выпишите в столбик пары слов, подобных нашему примеру. Итак, слушаем:

    Ослик говорит: «И-а!»
    Так и ты пиши в словах:
    Соберу, но собирал,
    Замереть, но замирал,
    Затереть, но затирал,
    Запереть, но запирал,
    Расстелить, но расстилал,
    Разжечь, но разжигал,
    Заблестеть, но заблистал,
    Выдеру, но выдирал.
    На приставку не гляди,
    Крики ослика ищи.

    Составление опорного конспекта:

    Работа с учебником:

    А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

    1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя – Ира. )

    2. А еще этому правилу подчиняются слова подня ть – подним ать, памя ть – запомин ать, сжа ть – сжим ать, нача ть начин ать и т.п. Как вы думаете, какими морфемами являются -им- и -ин- ?

    3. И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

    Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

    Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

    5. Тренировочные упражнения (работа у доски).

    Учитель диктует слово, ученик составляет с ним словосочетание, записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

    Например, взб_раться – взбираться в гору.

    Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_ лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.

    6. Упражнение из учебника на закрепление – 462 (комментирование, по цепочке – устное объяснение, запись после объяснения).

    7. Игра «Верю – не верю» (устная отработка правила).

    На середину класса выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот выиграл и получает приз.

    1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. (Нет, —а – это окончание.)

    2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. (Нет, подчиняется.)

    3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. (Нет.)

    4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир. )

    5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило». (Да.)

    8. Групповая работа с дидактическим материалом (каждой группе – цветную карточку с заданием: руководит группой сильный ученик, записывают все, проверяет руководитель группы).

    9. Магический квадрат.

    Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

    Слова для магического квадрата

    Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.

    Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.

    Блистательный, заблестеть, выжигать, взберешься, взбираться.

    Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.

    Отдирает, натереть, разберешься, уберет, выпирает.

    10. Самостоятельная работа.

    На 3:
    Карточка № 1

    Вставьте пропущенные буквы:

    На 4 и 5:
    Карточка № 2

    Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

    Слова для выбора

    Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

    11. Подведение итогов урока.

    1. Что нового вы узнали на уроке?

    2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

    3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

    4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

    5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

    12. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471.

    Задание для любознательных

    Ира и Кира – неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.

    С.М. ВОВК,
    пос. Софрино,
    Московская обл.

    Нужна помощь. Скажите слова с чередующимися гласными И-Е в корнях слов.

    В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.

    В конях лаг- лож- и кас- — кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг), касаться – коснуться. В корнях плав- — плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага. В корнях клан- — клон-, твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. В корне гар- — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: загореть – загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки. В корне зар- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево. В корне сказ- — скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи. Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. В корне раст- — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

    примеры с чередованием гласных в корне слова
    Мария Соболевская Ученик (95), Вопрос решён 3 года назад
    29 Нравится
    ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
    Sweet Heart Мастер (1551) 4 года назад
    Буквы А — О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-

    Предложить, предложение, положение, изложение, предположение, предположить, возложить, приложение.

    Предлагать, излагать, прилагательное, располагать, слагаемые, полагаю.

    Коснуться, прикосновение. Касаться, прикасаться, касательная линия, соприкасаться, касался.

    Растение, растительность, вырастить, возраст, нарастать, нарастание, наращение, наращивать, выращенный, ращение, возрастающий шум, приращение скорости, растет дерево.

    Выросший, росли цветы, водоросли, выросли деревья, молодая поросль, недоросль, отросли волосы.

    Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

    З`арево, з`орька, з`ори.
    Зарн`ица, зар`я, озарённый, озар`ить, озар`ять.
    Исключение: зарев`ать.

    Кл`аняться, накл`он, покл`он.
    Наклон`иться, поклон`иться, уклон`иться.

    Тварь, тв`орчество, затв`ор.
    Твор`ить, вытвор`ять, претвор`ять, затвор`ить, натвор`ить, притвор`ить.
    Исключение: `утварь.

    Заг`ар, уг`ар, наг`ар.
    Загор`ать, загор`еть, загор`елый, сгор`ание, гор`еть, загор`еться, нагор`ать.
    Исключения: пр`игарь, `изгарь.

    Забирать — заберу, замирать -замереть, запирать — запереть, задирать — деру, стирать — стереть.

    Блестеть — блистать, поджечь — поджигать, прочесть- прочитать, стелить — постилать.
    Исключения: сочетание, чета.

    Соберу, собирать, избирательный, прибирать, избирать, изберу, подбирать, раздеру, раздирать, выдирать, выдеру, умереть, обмереть, умирать, умер, вымирать, повымирать, напирать, поднапереть, подпирать, припереть, попирать, спереть, распирать, отпирать, выпереть, затираю, растирать, вытереть, вытирать, растереть, натирать, блестит, расстелю, расстилать, вычесть, вычитать, причитать, почитать, сочетать (искл.) , зажечь, зажигать, обжигать, разжигать, прижигать, сжигать, выжигать.

    135 Нравится Пожаловаться
    18 ОТВЕТОВ
    Пёс и Кот Ученик (197) 4 года назад
    забираю-заберёт
    6 Нравится Пожаловаться
    Не твоя Ученик (123) 4 года назад
    Блистает, блестеть
    3 Нравится Пожаловаться
    Naumenko Высший разум (571711) 4 года назад
    хороший справочный сайт по русскому языку.
    банер слева — перечень всех тем.

    [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
    5 Нравится Пожаловаться
    Наталия Яворская Просветленный (21137) 4 года назад
    Соберу-собирал
    вытер-вытирай
    загорел-загар
    зорька-заря
    растет-выросли
    прилагательное-положи
    блестеть-блистать
    замирала-замерли
    17 Нравится Пожаловаться
    Александра Евдокимова Ученик (109) 4 года назад
    Соберу-собирал
    вытер-вытирай
    загорел-загар
    зорька-заря
    растет-выросли
    прилагательное-положи
    блестеть-блистать
    замирала-замерли

    Цели урока:

    • способствовать открытию учащимися в ходе урока специального правила правописания корней стел - / стил -; перенести полученные знания на правописание корней бер-/ бир-, пер-/ пир-, тер-/тир;
    • продолжить формирование у учащихся умений ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность во времени согласно выбранной теме; продолжать содействовать развитию фонематического слуха, внимания, логики;
    • способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи, культуры речи.

    Ход урока

    1.Ситуация успеха

    Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января – последний день января. Сыро. Мокро. А нам так хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо. Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.

    (Открываю доску с записанным текстом.)

    З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым к_вром землю заст_лает.

    Что будете делать?

    (Ответы детей.)

    Правильно. Вставим пропущенные буквы и выделим ту часть слова, где находится орфограмма. Вам понятно задание?

    Выполнение и проверка задания. Дети объясняют правописание орфограмм.

    2. Ситуация разрыва

    Какой корень в слове “застилает”? Как вы проверили это слово?(Стелет, стелется)

    Я подобрала другие слова: “настил”, “подстилка”. Можно ли их использовать для проверки слова “застилает”?

    (Учащиеся говорят, что не знают значения этих слов.)

    Давайте выясним значение этих слов.

    Работа с толковым словарем.

    (НАСТИЛ – поверхность из досок или другого материала, нанесенного сверху чего-нибудь. ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)

    Однокоренные ли эти слова?

    (Ответы детей)

    Можно ли проверять наше слово “застилает” этими словами?(Можно)

    Выходит, что слово “застилает” можно проверять словами “стелет” и “настил”?

    3. Постановка учебной задачи

    Какое из однокоренных слов вы будете использовать? Вы можете ответить? Что будете делать?

    (Выслушиваю мнения детей, которые приходят к выводу, что данное слово нельзя проверить по сильной позиции и нужно вывести специальное правило.)

    4. Решение учебной задачи

    Займемся исследованием. Я вам предлагаю языковой материал.

    Даны два столбика слов, записанных на доске.

    С чего вы начнете работу? Что вам поможет?(Словарь)

    Работа в парах со словарем.

    Что вы заметили? (В первом столбике записаны слова с корнем стел -, а во втором – с корнем стил-.)

    Как вы думаете, от чего это зависит? Порассуждайте в группах.

    Работа в группах.

    (Выслушиваю рассуждения детей)

    Вывод правила: если есть за корнем А, в корне будет И всегда.

    5. Моделирование

    Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы должны показать на своих моделях?

    (Выслушиваю объяснения учащихся.)

    Предъявление моделей на доске.

    6.Физкультминутка

    7. Дополнения к правилу

    Работа в парах

    Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?

    (Повторение правила)

    Этому правилу подчиняется и написание других корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в предложениях записанных на карточках.

    Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
    Можно опереться на палку, а можно опираться на руку.
    Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.

    (Анализ языкового материала в парах.)

    Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы нашли?

    (Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)

    (Проверка)

    9. Домашнее задание

    Составьте предложения сданными словами.

    10. Рефлексия

    Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений.

    На уроке я научился…
    На уроке я понял…
    На уроке мне было интересно…
    На уроке мне было трудно…

    Тема: Чередующиеся гласные в корне (Правописание корней –бир-бер-, -дир---дер-, -мир-мер-, -пер-пир-,-тир---тер-, -стил---стел-)

    Класс-5.

    Учебник- Русский язык 5 класс Панов М.В., Москва, ООО «Русское слово- учебник»

    Задание 1. Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.

    блистательный

    блистать

    выбирать

    выдирать

    выжигаю

    вытирать

    забираться

    задираю

    замирают

    запирать

    запоминаешь

    застилать

    затирать

    избирать

    напирать

    натирать

    обдирать

    отпирай

    перебирать

    перепираться

    перетирать

    приминал

    примирять

    принимай

    Пробирались

    продирать

    протирать

    разбирать

    разжимай

    расстилать

    растирать

    собираться

    стирать

    убирать

    умирать

    упирается

    устилать

    выдернул

    вытереть

    заблестеть

    задеру

    замереть

    запереть

    заперли

    застелить

    изберу

    измерять

    надеру

    отмереть

    отпереть

    перестелить

    подстелить

    протереть

    расстелить

    соберём

    соберись

    стелись

    стереть

    уберу

    умереть

    Разминка :

    Орфоэпическая : Нача́ться сегодня, начала́сь быстро, начался́ за окном, начало́сь в небе, начали́сь внезапно; поня́ть смысл, по́нял друга, поняла́ задание, по́няли задачу; замере́ть от страха, за́мер на месте, за́мерло вмиг, замерла́ , за́мерли.

    Словообразовательная :

    1. Собери словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности :

    Поджог, жечь, поджечь.

    2. Восстановить словообразовательную цепочку:

    расчет ←_________

    3. Образовать существительное, прилагательное, наречие от данного глагола

    Напирать

    Лексическая

    Умирать-значение связано со смертью

    Замереть-значение связано с прекращением движения

    Мерить - значение связано с измерением

    Повторение : словообразование, лексика

    РАБОТА С ПРАВИЛОМ

    Задание 1. Работа в группах. Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, почему в первом случае в корне пишется и- , а во втором – -е- . Вывод запишите.

    И–

    Е–

    из бир а ю

    за дир а ю

    за пир а ть

    вы тир а ть

    у мир а ть

    рас стил а ть

    из бер у

    за дер у

    за пер еть

    вы тер еть

    у мер еть

    рас стел ить

    ПРАВИЛО (мой вариант). ___________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    (Примечание) Чередование а(я) - им, а(я) - ин

    В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин , если дальше следует суффикс ( пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать ). Пишем напоминать, внимательный . В производных формах сохраняется им , если даже не следует суффикс , например: подниму, сниму, подними, сними .

    УПРАЖНЕНИЯ

    1. Придумай и запиши предложения со словами :

    Не при дира йся, не при дер ёшься, про стира ется, рас стила ется.

    2. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу слова. Проверьте себя по списку c лов для справок.

    1) Надо б лампочку повесить, денег всё… . (Б.Окуджава.) 2) … вашу дверь, пусть будет дверь открыта.(Б.Окуджава.) 3) Будет … теремок на засов и на замок. (С. Маршак.) 4) … с мыслями и ответь. 5) Вот запру, … не …- ни за что тебе не … . 6) Ты …, …, … , мой лён. 7) Ветер … траву. 8) … решение обдуманно. 9) Держи котёнка крепко, не … руки. 10) Ты легко … правила?

    Слова для справок : не соберём, не запирайте, заперт, соберись, отпирай, отпирай, отпереть, стелись, стелись, расстилайся, приминал, принимай, разжимай, запоминаешь.

    3. Преобразуй слова согласно обозначенному условию так, чтобы появился за корнем суффикс –а-

    Разожгу -____________________________ (глаг., несов.в., наст.вр., 1 л., ед.ч.);

    Соберу - _________________________(глаг., несов.в., прош.в., м.р.);

    Запру- ____________________________(глаг., нсов.в. , наст.в., 1 лицо, мн.ч.);

    Разотру-___________________________(глаг. , несов.в., прош.в., ж.р).

    4 .Распредели данные словосочетания на группы в соответствии с изученной орфограммой :

    Натирать пол, убирать квартиру, запереть дверь, вытереть посуду, замер от ужаса, протирать глаза, уберёшь посуду, вытирать окна, собирать грибы, запирать замок.

    5. Восстанови пословицы, используя глаголы в нужной форме (умирать, разбирать, выбирать, подстелить, вытирать, потерять, драться, задирать):

      Смелый … один раз, а трус каждый день.

      Смерть чинов не… .

      Солдат службы не … .

      Кабы знал, где упасть, соломки бы … .

      Кто детям потакает, сам слёзы … .

      Не знаешь, где найдёшь, где … .

      Не силой …- умением.

      Не … нос высоко- споткнёшься.

    ПОТАКАТЬ

    ПОТАКАТЬ, -аю, -аешь; несов., каму-чему (разг.). То же, что потворствовать. П. ребенку в шалостях (шалостям ребенка). || сущ. потакание, -я, ср. и потачка, -и, ж. Не давать потачки каму-н.

    Из словаря С.И.Ожегова

    6. Замените фразеологизмом следующие слова. Используя словарь фразеологизмов, объясните их значение :

    А) Зазнаваться, важничать_____________________

    Б) Жестоко расправиться с кем-либо______________________

    Самоконтроль

    МОГУ ЛИ Я

    правильно определить написание гласной в корне?

    -и- : ____________________________________________

    -е- : ___________________________________________

    1) Собираться на праздник; 2) примирять друзей; 3) замереть от неожиданности; 4) соберу ягоду; 5) продирать траву; 6) выдернула больной зуб; 7) протереть столы; 8) перетирать морковь; 9) отпереть дверь; 10) запирать на замок; 11) устилают дорогу цветами 12) застелить постель.

    Могу: _______________

    __________________________________________

    Не могу: ____________

    _________________________________________

    Сомневаюсь: ________

    _____________________

    _____________________

    ЗНАЮ ЛИ Я

    правило?

      Восстановите предложения:

      В глаголах с корнями пишется –И-____________________________________. Пример: ________________________________________________.

      В глаголах с корнями бир-бер-, -дир---дер-, -мир-мер-, -пер-пир-,-тир---тер-, -стил---стел- в корне пишется –Е-.

    Например: _____________________________________________.

    Знаю: _______________

    _____________________

    ____________________

    Не знаю: ____________

    _________________________________________

    Сомневаюсь: ________

    _____________________

    _____________________

    УМЕЮ ЛИ Я

    правильно писать глаголы с чередующимися гласными –Е-И-

    в корнях?

      Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера слов с

    -и-: ______________________________________________

    - е-: _____________________________________________

    1.Подп…рают небо. 2. Расст…лился ковер. 3. Уб…раю комнату. 4.Соб..ру урожай. 5. Прод…раться сквозь кусты. 6. Подст…лать солому. 7. Зап…реть на ключ. 8. Зат…рать пятно. 9. Переп…раться с одноклассником. 10. Подп…реть дверь. 11. Над…ру лен. 12. Выд…рать с корнем. 13. Обд…рая колени. 14. Прот…рает полы. 15. Ст…рать с доски. 16. Изм…рять объем. 17. Зам…реть от страха.

    Умею: _______________

    __________________________________________

    Не умею: ____________

    _________________________________________

    Сомневаюсь: ________

    _____________________

    _____________________

    ДИКТОВКА

    малыш сердился нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер он никогда не забирался так высоко перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

    Е. Носов «Белый гусь»

    ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

    Правило:

    Буква И пишется в том случае, если после корня есть суффикс –А-. Если же суффикса –А- нет, то пишется Е.

    -и-

    Модель

    Правило

    Примеры

    - БИР-+-А-

    -ДИР- +-А-

    -МИР-+ -А-

    -ТИР- + -А-

    -ПИР- + -А-

    -СТИЛ-+ -А-

    ___________________________________

    ___________________________________

    ___________________________________

    ___________________________________

    ___________________________________

    ________________

    ________________

    ________________

    ________________

    ________________

    ___________________________________

    ________________

    -е-

    - БЕР-

    -ДЕР-

    -МЕР-

    -ТЕР-

    -ПЕР-

    -СТЕЛ-

    ___________________________________

    ___________________________________

    ___________________________________

    ___________________________________

    ______________________________________________________________________

    ________________

    ________________

    ________________

    ________________

    ________________

    ________________

    Прочитайте пункты правила о правописании -И- и -Е- в корнях с чередованием . Обратите внимание на суффикс –А-. Рассмотрите таблицу. Впишите в соответствующий столбик пункт правила и примеры к нему.

    Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите слова с чеоедованием гласных в корне, обозначьте условия выбора.

    _____________________________________

    По саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные дни около шалаша - целая ярмарка. Толпятся бойкие девки в сарафанах, «барские» в своих дикарских костюмах, молодая старостиха с широким сонным лицом. На голове ее косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками. Подходят также мальчишки в белых рубашках и коротеньких порточках. Они идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками.

    (По И. Бунину)

    Задание 2. Выберите понравившееся задание и выполните его

      1) Выразительно прочитайте предложения. Кто, по-вашему, автор этих строк?

      Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните графически их выбор.

      Что волки жадны, всякий знает:

    Волк, евши, никогда

    Костей не разб...рает .

      Поди ж, приятель, уб…райся ,

    Да бер...гись : вперед

    ты мне не поп…дайся .

      Отколь такой б…рётся голосок?

    И чист, и нежен, и высок!...

    (И. Крылов)

    2)Выразительно прочитайте предложения. Отгадайте загадки.

      Выпишите слова с пропущенными буквами, Обозначьте корень в словах с чередующейся безударной гласной.

      1.По воде идет, крыльями уп…рается , водой умывается. (Лодка, кораблик)

      2.Весной цв…ту , летом плод даю, осенью не вяну, зимой не ум…раю . (Ель, сосна)

      3.Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб…рёт : ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град) .

    В случае затруднения:

    1. Лодка с вёслами напоминает птицу: вытянутое тело, вёсла поднимаются и опускаются, как крылья. Водой умывается - волны плещут в нос лодки.

    Задание3. Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И в корне, составьте памятку с советами.

    Набор глаголов с чередующимися корнями:

    собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

    Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

    1) Используйте короткие простые предложения;
    2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

    Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

    ДИКТОВКА (оригинал)

    Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

    Е. Носов «Белый гусь»

    Примерные ответы на задание 3 (домашняя страница)

    1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

    2. Постели салфетку на колени.

    3. Не задирай ноги и не болтай ими.

    4. Убирай локти со стола.

    5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

    6. Не вытирай руки о скатерть, пользуйся салфеткой.

    7. После еды убери за собой посуду.

    8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

    Задирать нос

    задирать нос задирать/задрать нос Разг. Неодобр. Зазнаваться, важничать. С сущ. со знач. лица: одноклассник, спортсмен… задирает нос; задирать нос перед кем? перед товарищами, перед одноклассниками…; не нужно, не следует… задирать нос.

    Он занял первое место на олимпиаде и задрал нос.

    Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает. (А. Плещеев.)

    Фома Фомич… как-то еще больше глупел при удачах и задирал нос все выше и выше. (Ф. Достоевский.)

    Он успел снискать себе всеобщее уважение в городе тем, что не задирал носа и не загордился. (М. Салтыков-Щедрин.)

    Стереть с лица земли

    стереть с лица земли Обычно сов. Чаще инф. или буд. вр. 1. Жестоко расправиться с кем-либо, погубить кого-либо. Стереть с лица земли кого? врага, противника, его, всех…

    Он ничего не мог понять и знал только одно, – что неведомо почему его все хотят уничтожить, раздавить, стереть с лица земли. (Г. Успенский.)

    Я буду преследовать вас как человек, потерявший на вас триста тысяч долларов… Или, говоря точнее, я попросту сотру вас с лица земли. (К. Симонов.)

    2. Полностью уничтожить, разрушить что-либо до основания. Стереть с лица земли что? село, город, крепость, завод…

    Уильям Зифф в своей книге «Два мира» приводит цифры разрушенных во время войны в нашей стране промышленных предприятий, городов и сел, стертых с лица земли… (М. Шолохов.)

    Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский 1997

    Примеры слов с корнем -бер-, -бир-?

      Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. Это невозможно тогда, когда в корне слов происходит чередование, как, например, в словах с корнем бер-/бир- .

      Если за корнем следует суффикс -а-, то в нем пишется буква -и-, то есть корень приобретает вид - бир-. В остальных случаях в однокоренных словах пишется корень бер-.

      Примеры слов с корнем бир- :

      избиратель, избирательный, избирать, избираться, избираемость, избирательность, избирательский, перебирать, перебираться, выбирать, выбирание, отбирать, отбираться, собирать грибы, собираться в поход, собирательный образ, собирательство, собирание, собиратель, собирательница, убирать вещи, забирать с собой, забираться в кладовку, прибирать дом, прибираться в кухне, побираться.

      Примеры слов с корнем бер- :

      соберу ягоды, соберусь с силами, собери посуду со стола, отберет игрушку, выберут депутата, заберем с собой, изберте председателя, переберем картофель, уберут двор, приберу комнату.

      Чтобы объяснить принцип подбора слов с указанными корнями, следует уточнить, что на самом деле, этот корень принимает не только вид БИР-БЕР, но и БОР и БР. Ведь это исторический корень глагола Брать, который оказывается родоначальником огромного количества родственных слов.

      В самом глаголе Брать видим корень БР, в существительном Выбор видим корень БОР, и это не единичные случаи, просто не про эти варианты написания корня задан вопрос.

      Что касается написания корней БИР-БЕР, то тут используется простое правило - если после корня сохраняется или идет глагольный суффикс А, то пишется в слове гласная И, а если этот суффикс не используется, то пишем гласную Е. Как правило с гласное Е идут личные формы спряжения глаголов.

      Пример слов с корнем БИР: Набирать-Обирать-Избиратель-Разбирать-Собирание.

      Пример слов с корнем БЕР: Беру-Выбери-Отбери-Неразбериха.

      Корни -бер- и -бир- - это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя. Действовать тут можно только по правилу.

      Правило: при правописании корней -бер- и -бир- нужно смотреть есть ли суффикс а после корня. Если после корня есть суффикс А, то в корне пишется буква И. Если суффикса а нет, то пишется корень -бер-.

      А теперь примеры слов с корнями -бер- и -бир-: прибирать, забирать, отбирать, выбирать, добирать, забирающий, отбирающий, недобирать, оббирать, убирать, беру, берущий, уберу, заберу, приберу, выберу, доберт, выберет.**

      Основываясь на правило русского языка известно, что корни бер - бир , с чередующимися гласными е, и пишутся следующим образом. Если в слове с таким чередованием гласных присутствует суффикс а, то писать в корне следует букву и. Если отсутствует суффикс - писать нужно е.

      Примеры слов - собирать, соберет, убирать, уберет, выберу.

      Корни -бер- и -бир- относятся к заданиям второго класса. Соответственно слова в примерах тоже нужны для возраста детей вторых классов.

      Корень -бер-, -бир-

      БЕРу, заБИРаю, БРать, уБИРаю, соБИРаю, БЕРем, БРали, муха-БЕРуха, поБЕРушка.

      Все слова с корнем -бер- или -бир- имеют смысловую нагрузку от одного слова брать, при добавлении приставок и изменении окончаний изменяется слово, но не по смыслу, а по склонению его относительно множественного или единственного числа.

      Примеры словосочетаний:

      забираю санки, убираю в комнате, собираю бумажки в классе, выбираю корень слова, отбираю сумку у собаки, берегу природу.

      По правилам русского языка в корне слова бер-/бир- пишется гласная и , если после корня стоит буква а , в остальных случаях пишется гласная е .

      Примеры: избирать - изберу, отбирать - отберу, прибирать - приберу, собирать - соберу, перебирать - переберу, убирать - уберу, выбирать - выберу, набирать - наберу.

      Есть такая категория слов в русском языке, в корнях которых чередуется гласная буква. Причем чередуется она в соответствии с правилами. К ним же и относятся корни -бер-/-бир-. Если после корня идет гласная а, пишем в корне и, в остальных случаях е.

      Примеры с корнем -бир-: собиратель, перебирать, отбирать, убирать, избирательное (право), собирательный (образ), прибирать и другие.

      Примеры с корнем -бер-: соберу (урожай), переберешь, выберет.

      А вот слово побирушка вероятно является исключением.