Должностная инструкция. Педагог-библиотекарь Может ли педагог библиотекарь заниматься преподавательской работой

В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь - это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ. Поэтому наша библиотека является и кабинетом основ православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я педагог-библиотекарь.

Эссе

учителя основ православной культуры

Анановой Ирины Викторовны.

«Душа обязана трудиться», - сказал поэт.

И лучше, чем библиотека, пожалуй, островочка нет.

Чтоб открывались горизонты и мечты

Сюда приходим Я и Ты.

С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек. Этого, конечно, не случилось. Наоборот, мне кажется, что жизнь была небогата событиями и пробежала слишком быстро.

Но так кажется до тех пор, пока не начнешь вспоминать. Одно воспоминание вытягивает за собой другое, потом третье, четвертое. Возникает непрерывная цепь воспоминаний.

Я хочу приблизить свое нынешнее душевное состояние к той свежести мыслей и чувств, какая была характерна для дней моей юности.

Молодость для меня существует как судья моих нынешних мыслей и дел.

С возрастом, говорят, приходит опыт. Он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

Я не буду подробно рассказывать о своей жизни. Она была разной. Счастливое, беззаботное детство в родительском доме и горечь поражения при поступлении в КГМИ. Радость от устройства на работу в городскую детскую библиотеку, которая стала для меня родной на целых 19 лет. Счастье от поступления в Кубанский институт культуры. Насыщенная студенческая жизнь. Первая любовь и счастливое замужество. Рождение долгожданной доченьки. Начало работы в школьной библиотеке. С первого дня пребывания в библиотеке я поняла две вещи: первое – я не ошиблась с выбором профессии и второе – школа для меня стала родным домом. Сегодня я не представляю свою жизнь без шумной ватаги девчонок и мальчишек. Мы вместе с ними день за днем взбираемся на вершину знаний, и я счастлива, осознавая, что в погоне за знаниями они не становятся зубрилками и занудами, а развиваются как Личности.

Модернизация современной школы, новые подходы в построении обучения потребовали соответствующего информационно-библиотечного обеспечения, как самого процесса инновационных преобразований, так и постоянной библиотечной поддержки учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности педагогов и школьников. Как следствие – влияние библиотек системы образования стало рассматриваться в качестве одной из главных составляющих личности, педагогической составляющей.

В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь – это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ. В словаре библиотечных терминов руководство чтением определяется так: «…целенаправленное педагогическое воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного с помощью различных форм и методов деятельности библиотеки». Анализируя свою работу, я вижу односторонность этой формулировки. Конечный результат

деятельности библиотеки вовсе не воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного, а становление, развитие целостной, гармоничной личности ребенка: воспитание потребности в чтении, литературного вкуса, личностного восприятия произведения. Для меня важно не только признание того, что ребенок способен, имеет возможность прочитать, понять, по-своему оценить книгу и многое другое. Важно ожидание дальнейшего плодотворного развития юного читателя как личности, способной к созидательной деятельности.

Педагогической составляющей стала воспитательная функция школьной библиотеки, включающая традиционные направления – патриотическое, эстетическое, экологическое. Именно в работе библиотеки появились ростки ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания.

В 2000 году, к 200-летию первого издания «Слова о полку Игореве» мы вместе с ребятами из библиотечного клуба «Книга и Театр», созданного мной в 1997 году, подготовили театрализованное представление «Древо жизни». Ребята сами шили костюмы, готовили декорации. Эта работа захватила не только участников представления, но и самых «отпетых хулиганов». Мальчишки бежали в библиотеку, чтобы сделать шлемы для главных героев, выпилить самые настоящие щиты, а потом расписать их, как у самого князя Игоря. А когда были изготовлены мечи, тут уж не обошлось без военных баталий. А вот жертв у нас не было. Ведь ничто так не сближает людей, как совместное творчество. Прошло уже 17 лет с момента появления нашего школьного театра. Меняются его участники, но «КиТ» живет и радует зрителей своим творчеством. Силами «китят» был поставлен спектакль «Снежная королева» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена. Красной нитью через весь спектакль проходит тема верности, ответственности, любви и дружбы. Свет Рождественской звезды ведет Герду через все испытания к замку Снежной королевы и помогает вернуться в отчий дом. В 2011 году ребят привлекла проблема взаимоотношения между людьми и современные проблемы экологии и будущего нашей Планеты. Сценарий московской школьницы Л.Шиловой «Приключения дурочку – Нюрочки» помог моим «китятам» не только самим разобраться в этой проблеме, но и рассказать о ней юным зрителям нашей школы.

Высоконравственного человека невозможно воспитать, не развивая его духовные, эстетические запросы. Поэтому все библиотечные мероприятия ориентированы на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и откровения. Сложная и ответственная работа по духовно-нравственному воспитанию может дать положительные результаты только тогда, когда есть взаимный контакт педагога и библиотекаря. Совместная работа в нашей школе началась с проведения уроков внеклассного чтения. А уж эффект от проведенного урока возрастает многократно, если биографию поэта рассказывает библиотекарь, а ребята читают под музыку стихи. Так прошли у нас уроки по творчеству А.Ахматовой, Б.Пастернака, М.Цветаевой. Ребята сами подбирали музыку к стихам, искали малоизвестный материал о

жизни поэтов. Читальный зал превращался в литературную гостиную, а гостями на наших вечерах всегда были родители. Ведь без поддержки родителей трудно сдвинуть вопросы руководства детским чтением и духовно-нравственного воспитания с мертвой точки. Только объединив усилия преподавателей, библиотекарей, родителей и, безусловно, самих детей, мы смогли подойти к более глубоким аспектам этой проблемы, поддержать взаимный интерес к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Православная культура – бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой исток, без которого у России нет, и не может быть будущего. В 2005 году в Краснодарском крае появилась группа педагогов – единомышленников, готовых познакомить подрастающее поколение с многообразным, богатым и в то же время строгим, нравственно-возвышающим миром религиозной духовности. Именно этому посвящен курс «Основы православной культуры», введенный в программы изучения школьников МБОУ СОШ №2 г. Горячий Ключ. Мне, заведующей школьной библиотекой, было предложено пройти обучение на курсах повышения квалификации при Кубанском Государственном Университете и получить квалификацию преподавателя курса «Основы православной культуры», так как в нашей школе работа по духовно-нравственному воспитанию уже активно проводилась в библиотеке. По моему убеждению, знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного . Православие – неисчерпаемый источник духовности. От встреч с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и развитие человека. Рассказ педагога должен волновать душу ребенка. Важно, чтобы между учителем и детьми возник диалог, причем необходимо помочь высказаться каждому ребенку. Такое общение возникает на уроках ОПК и на библиотечных уроках при использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эту форму работы я использую для разных возрастных групп. С пятиклассниками мы проводим урок-дискуссию по сказке Г.Х.Андерсена «Ангел». Урок способствует формированию у детей христианского отношения к ближнему. Вызывает чувства любви и сострадания. Рассказ А.Платонова «Разноцветная бабочка» о силе материнской любви и ответственности за свои поступки вызывает одинаковый интерес, как среди старшеклассников, так и среди младших подростков. В ходе дискуссии ребята строят Древо предсказаний (моделируют дальнейшие события), у них появляется идея прощения и искупления вины. Этот рассказ мы обсуждали и с родителями на родительском собрании, и с библиотекарями на городском семинаре.

Известно, что творения святых отцов представляют собой сокровищницу педагогического искусства. Отцы и учителя Церкви оставили нам множество бесценных мыслей и идей, проверенных на практике более чем тысячелетним опытом. Одним из подлинных светил церковной педагогики был Иоанн Златоуст, величайший проповедник и богослов своего времени. Он считал, что еще перед тем, как приступить к обучению, необходимо заложить фундамент «доброй нравственности». Единство воспитания и обучения в педагогической концепции Иоанна Златоуста достигается через уроки любомудрия. Понятие «любомудрие» проходит лейтмотивом через его творения. По мысли святителя, первым руководителем, закладывающим в ребенке ростки любомудрия, является мать. Позднее, когда ребенок подрастал, любомудрие нуждалось не только в родителях, но и в наставниках, воспитателях. Таким образом, любомудрие у Иоанна Златоуста – это христианская жизнь, все грани которой – духовная, нравственная, интеллектуальная, эстетическая, практическая – находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. А их гармония, в свою очередь, достигается в результате единства воспитания и обучения. Эту систему воспитания я взяла за основу в своей работе. Многие помнят детскую считалочку: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…Кто ты будешь такой?» И действительно, кто ты будешь такой? Каким будет наше следующее поколение? Бездуховными, черствыми людьми с больными душами, с плохим физическим здоровьем? Или это будет поколение высоконравственных людей с прекрасным здоровьем, которые сделают нашу Россию сильной, богатой, культурной страной? Беспокойство и боль за наше будущее побудило педагогов-единомышленников создать в МБОУ СОШ №2 программу «Цветик-семицветик». Целью программы являлось углубленное духовно-нравственное воспитание в нашей школе. А что такое духовно-нравственное воспитание? Это помощь в обретении человеком СОВЕСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, НАДЕЖДЫ, ВЕРЫ, ЛЮБВИ, ЗДОРОВЬЯ, ТВОРЧЕСТВА. Это 7 лепестков, каждый из которых символизировал определенное направление совместной работы. Объединяет все направления предмет «Основы православной культуры». Это совместная работа учителей начальных классов (Маисеенкова Т.А.- клуб «Сеянцы», Ратушная А.Б., Панкова Н.А. – проект «КАРУСЕЛЬ»), среднего звена (Скоробогатько Н.А., Петрякова Е.Н.), старших классов (Дейкина О.А., Стецюк М.С.), учителя музыки (Анисимова Л.М.), клуб «КиТ» (Ананова И.В.), учителя технологии (Галантер Л.И.), учителей ОБЖ и физкультуры, библиотекарей, учителей ОПК и ОРКСЭ (Ананова И.В., Ратушная А.Б.). В стенах школы прошел городской семинар по теме «Организация духовно-нравственного воспитания учащихся школы». Педагоги, включившиеся в проект, показали своим коллегам из других школ города различные формы работы с детьми. Это было заседание клуба Сеянцы» в 3 классе

размер шрифта

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 26-08-2010 761н (ред от 31-05-2011) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА... Актуально в 2018 году

Педагог-библиотекарь

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н)

<*> Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Школьный библиотекарь – «педагог-библиотекарь»! Предлагаю вам посмотреть на должность библиотекаря (школьного) и место, которое он занимает в школе со стороны. Должность «библиотекарь» зафиксирована в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н. Таким образом должность библиотекаря относится к работникам сферы культуры. В этом справочнике описаны должностные обязанности и, необходимые для выполнения этих обязанностей, знания по каждой должности. Должностные обязанности включают в себя: ? выполнение работ по обеспечению библиотечных процессов (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов); ? принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Должен знать: ? законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в области библиотечного и архивного дела; ? основы библиотечного дела, библиографии; ? основные библиотечные технологические процессы; ? формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; ? основы трудового законодательства; ? правила внутреннего трудового распорядка; ? правила по охране труда и пожарной безопасности. Вы знаете свою должностную инструкцию, утвержденную в вашем образовательном учреждении. Посмотрим, как расширились ваши обязанности в связи с тем, что вы библиотекарь в образовательном учреждении. Какие функции вы выполняете? (проведение массовых мероприятий с детьми, библиотечные уроки, замещение педагогов и другие). Дополнительные функциональные обязанности возникли у библиотекаря в виду специфики деятельности образовательной организации. Принятие «Закона об Образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29.12.2012, введение образовательных стандартов, введение профессиональных стандартов привело к необходимости выделения школьных библиотекарей, из всего библиотечного сообщества, в особую группу библиотечных работников. Это выразилось в введении должности «педагог-библиотекарь». ЕКС пополнился новой должностью в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н Какие новые должностные обязанности появились у библиотекаря в связи с введением этой должности? Должностные обязанности: ? участвует в реализации основной образовательной программы НОО, … в соответствии с федеральными государственными стандартами НОО, …; ? организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов; ? осуществляет дополнительное образование обучающихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, и т.д.; ? разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, …; ? применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач; ? обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; ? участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, …; ? участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом; ? далее библиографическая деятельность. Соответственно, изменились требования к компетентности данной категории работников (т.е. «должен знать»): ? приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ? законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; ? Конвенцию о правах ребенка; ? содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; ? методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; ? основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; ? индивидуальные особенности развития детей разного возраста; ? специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; ? современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, …; ? нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; ? профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; ? далее компетенции в сфере библиотечного дела. Реализация введения новой должности в образовательных организациях потребовала создания профессионального стандарта «педагог - библиотекарь». Проект стандарта обсуждался сообществом самарских библиотекарей, сотрудников Кемеровского гос. университета (авторов стандарта), сотрудников РШБА на вебинаре 2 декабря 2014 года. Попробуем ответить на вопрос: «Профстандарт – это требования к квалификации «педагога- библиотекаря» или должностная инструкция??? Обсуждение: …….. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. СТ 195.1 ТК РФ Должностная инструкция - документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника Согласно ЕКС раздел «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» I. Общие положения … 3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. … 7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях. 8. Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. В должностных обязанностях «педагога- библиотекаря» присутствуют два направления деятельности: педагогическое и библиографическое. На основании требований об участии педагога-библиотекаря в образовательном процессе учреждения, мы можем определить направления повышения квалификационной подготовки (курсы повышения квалификации).

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Педагог-библиотекарь

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле, Конвенцию о правах ребенка, содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок, основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены, индивидуальные особенности развития детей разного возраста, специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности, современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота, нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы, профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения, правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда, условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках, современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании, систему классификации информации и правила составления каталогов, единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента, порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда, порядок составления отчетности о работе библиотеки, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Педагог-библиотекарь по общероссийской базе вакансий

В данной статье речь пойдет о том, кто может занимать должность педагога-библиотекаря, какие обязанности вменяются этому специалисту и, как оплачивается его труд.

Педагог-библиотекарь в школе

Появление новой должности «библиотекарь-педагог» в школе вовсе не означает, что из штатного расписания образовательного учреждения необходимо в обязательном порядке исключить все должности библиотечных работников, в том числе и заведующих библиотеками.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

- Литературный семинар в школе

В компетенцию образовательного учреждения входит формирование штатного расписания школы и внесение в него изменений (ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» - далее – Закон РФ «Об образовании»). Исходя из этого руководители образовательных учреждений самостоятельно решают вопросы комплектования кадров и наименования должностей сотрудников, которые будут работать с информационными ресурсами школы и библиотечным фондом. Эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

В случае наличия большого количества классов в общеобразовательных учреждениях, допустимо нанимать несколько специалистов, библиотекарей и педагогов-библиотекарей в том числе. Поэтому, если руководство образовательного учреждения, соизмерив имеющиеся потребности, ресурсы и финансовые возможности, решит ввести в школе новую должность педагога-библиотекаря, значит, необходимо будет изменить штатное расписание, внеся в него соответствующие изменения.

В определенных случаях при переводе или назначении на должность педагога-библиотекаря к работе допускаются лица с уровнем квалификации, не отвечающим требованиям квалификационных характеристик. Это возможно на основании особых положений, содержащихся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Согласно пункту 9 данного раздела, лица, не имеющие специальной подготовки и стажа работы, установленных в требованиях к квалификации, но имеющие достаточный практический опыт работы, обладающие компетентностью, выполняющие свои должностные обязанности качественно и в полном объеме, по решению аттестационной комиссии могут быть приняты на соответствующие должности. Так библиотечный работник школы может быть принят на должность педагога-библиотекаря, даже если он не в полной мере соответствует требованиям, но обладает необходимыми для работы навыками и знаниями.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Должностные обязанности библиотекаря-педагога в школе

Педагог-библиотекарь, согласно своим должностным функциям, принимает участие в реализации основной образовательной программы, организует работу по информационному и учебно-методическому сопровождению.

Также педагог-библиотекарь школы должен разрабатывать программы дополнительного образования, направленные на:

  • культурное развитие личности учащихся,
  • поддержку их интереса к художественной и специальной литературе,
  • формирование информационной культуры.

С этой целью составляются рабочие программы.

В функции педагога-библиотекаря школы входит:

  • анализ достижений учащихся,
  • выявление творчески одаренных детей,
  • содействие формированию устойчивых склонностей и интересов к определенным профессиям.

Педагог-библиотекарь организует тематические выставки, читательские конференции. Составляет планы комплектации школы печатными и электронными ресурсами по всем предметах учебного плана, проводит учет и инвентаризацию библиотечных ресурсов, обеспечивает их сохранность.

Составляет систематический и алфавитный каталог литературы, использует при этом новейшие информационно-поисковые системы. Педагог-библиотекарь должен строго следовать правилам пожарной безопасности и правилам охраны труда.

Скачать должностную инструкцию педагога-библиотекаря
Скачать в.docx

Как оплачивается ставка педагога-библиотекаря в школе

Регламентирование вопросов заработной платы педагогов-библиотекарей, в том числе работающих в сельской местности, осуществляется по-разному. В одном случае учитываются нормы правовых актов субъектов РФ, в другом - нормы органов местного самоуправления (в т.ч. в зависимости от их финансового положения). Также учитываются локальные нормативные акты, принятые непосредственно образовательными учреждениями.

Необходимо учитывать следующее: если система оплаты труда работников образования формируется на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утверж­денных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», то должность педагога-библиотекаря школы данным приказом в настоящее время не предусмотрена.

Следовательно, по должности “педагог-библиотекарь” квалификационный уровень также не определен. А ведь в соответствии с этим уровнем определяется дифференциация ставок заработной платы педагогических работников. Общероссийский Профсоюз работников образования, учитывая это обстоятельство, адресовал Минобрнауки России предложение отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педработников, а также подготовить надлежащие проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей.