Главный калибр линкора миссури. Линкор «Миссури»: характеристика, чертежи

В развитии американского морского флота важная роль отводится такому классу кораблей, как линкоры. Именно они вынесли на себе всю тяжесть морских сражений Второй мировой. Об одном из известнейших американских линкоров, а именно - линкоре "Миссури", сегодня пойдет речь.

Концепция линкора

Линкор изначально задумывался как основной корабль для несения морской службы и проведения боевых операций. Это были большие корабли, оснащенные самым большим на тот момент калибром, имели высокие боевые характеристики, усиленное бронирование и мощные двигатели. Самым совершенным типом кораблей этого класса считаются американские линкоры семейства "Айова".

Именно эти корабли сумели достичь максимальной гармонии между такими показателями, как скорость, бронирование и вооружение. Они являлись точкой в развитии класса и были последними его представителями. Было запланировано 6 кораблей, однако построили лишь 4 - "Миссури", "Нью-Джерси", "Висконсин", "Айова". Еще 2 корабля - "Иллинойс" и "Кентукки" - так и не достроили. Такая инициатива руководства ВМФ США поясняется тем, что Япония запустила в производство семейство тяжелых линкоров "Ямато". Корабли класса "Айова" и должны были противостоять им.

Боевой корабль ВМФ США Missouri (BB 63) - нелегкий путь, история, судьба

Когда вспоминаешь класс линкоров, приходит на ум несколько кораблей этого класса, которые имели историческое значение. В их числе точно будет и американский линкор "Миссури". Чертежи корабля дают возможность увидеть, что это был гладкопалубный линкор с тремя орудийными башнями и сильно развитой центральной надстройкой. Но не только боевые подвиги делают этот корабль таким важным, ведь он оказал влияние не только на ход мировой истории, но и на развитие кораблестроения. Знаменитое судно строили 4 года - с 1940 по 1944. На его постройке работали примерно 10 000 человек. При спуске на воду кораблю присвоили имя "Миссури"и номер BB 63. Сама команда впоследствии дала ему прозвище "Большой Мо". На тот момент он являлся самым большим судном, состоящим на вооружении флота США. Кроме того, он является крупнейшим боевым кораблем ВМФ США и по сей день, его рекорд так и не побит.

Линкор "Миссури" - характеристики

  • Водоизмещение (фактически - вес корабля) - 48 300 тонн.
  • Длина корпуса - 270,5 метров.
  • Ширина - 33 метра.
  • Осадка в воде - 11 метров.
  • Максимальная скорость корабля - 33 узла (61 км/ч).
  • Силовая установка - Т3А (4 штуки) мощностью 200 000 л. с..
  • Экипаж - 1851 матрос и офицер (в зависимости от задач, возложенных на корабль, это число могло меняться).

Вооружение линкора

  • Пушки калибра 406 мм - 9.
  • Пушки калибра 127 мм - 18.
  • Зенитные установки калибра 20-25 мм - более 100.
  • Противокорабельные комплексы типа "Гарпун" - 16.
  • Ракеты класса "Томагавк" - 32.
  • Зенитные установки "Фаланкс" калибра 20 мм - 4.
  • Зенитно-ракетные комплексы "Стингер" - 5.

Вооружение корабля вполне соответствовало таким впечатляющим размерам: главный калибр линкора "Миссури" - мощные 406-мм пушки, которых было по три в каждой орудийной башне. Всего таких башен было тоже три. Помимо этих орудий, корабль обладал также 127-мм пушками для поддержания постоянного огня, всего их было 18.

Еще одна особенность конструкции "Миссури" - почти абсолютная защита от всевозможных авианалетов. Более сотни 20 и 25-мм автоматических зениток превосходно отражали атаки японских камикадзе. Да и все жизненно важные отсеки - орудийные погреба, машинное отделение, борта - были надежно защищены броней, максимальная толщина которой составляла 15 см. К примеру, во время боев за остров Иводзима смертники несколько раз атаковали корабль. Линкор "Миссури" вследствие этих атак никаких серьезных повреждений не получил.

Участие во Второй мировой войне

Корабль успел принять участие в завершающем этапе Второй мировой войны. При его поддержке проводились многие десантные операции или битвы - пролив Улити, Окинава, Иводзима. Его мощные пушки эффективно подавляли японские укрепленые пункты, тем самым прикрывая наступающую пехоту. При залпах корабль сильно раскачивался, а реактивные снаряды высасывали весь воздух из орудийных башен при выстреле. Звуки от выстрела были такими, что многих моряков (несмотря на то, что они прошли специальную подготовку) пришлось госпитализировать, так как им было очень плохо.

Также корабль вошел в историю благодаря тому, что на его борту была подписана безоговорочная капитуляция Японии, и так завершилсь Вторая мировая война. Это случилось 2 сентября 1945 года.

Послевоенная жизнь линкора

После окончания боев с Японией "Миссури" еще некоторое время находился на службе. Так, в 1947 году президент Трумэн совершил на нем дипломатическое плавание, во время которого линкор пересек экватор и в конце концов причалил к берегам США. Впоследствии президент очень тепло отзывался о времени, проведенном с командой. Следует выделить и тот момент, что к матросам, которые служили на кораблях класса "Айова", всегда относились с большим уважением. Возможно, причина в том, что тяжелая работа в условиях тропической жары требовала от каждого максимума усилий.

После этого славный корабль перевели в резерв. Здесь его постигла первая неудача - в январе 1950 года проводились учения в Чесапикском заливе. Здесь "Миссури", производя маневры, сел на мель. Повреждения были серьезными - три топливные цистерны оказались пробиты камнями. Поскольку корабль был набит всевозможными боеприпасами и прочим грузом (примерно 11,7 тысяч тонн), были проведены срочные работы по его разгрузке. Первые попытки сняться с мели не увенчались успехом, но уже в феврале корабль пришвартовался в доке Норфолка, где его ремонтировали целых 5 дней.

Участие в вооруженных конфликтах конца 20 века

С началом Корейской войны "Миссури" отправился на боевой патруль в южнокорейские воды. Это единственный корабль, который прошел все три года боевых действий (1950 - 1953), не покидая пост. За это его отметил корейский президент. В 1955 году корабль снова вывели в резерв.

После этого линкор, согласно программе Министерства обороны, был законсервирован и примерно 40 лет простоял в доках. Однако к 1980 году у правительства возникла нужда в мощных и быстроходных кораблях (тогда Холодная война достигла своего апогея). В связи с этим линкоры класса "Айова", в том числе и "Миссури", были расконсервированы и капитальным образом переоснащены и модернизированы. Основной калибр, конечно же, не трогали, а добавили только актуальное стратегическое вооружение - крылатые ракеты "Томагавк", специальные противокорабельные ракеты, автоматизированные зенитные установки. Стоит отметить то, что все линкоры прекрасно сохранились, несмотря на 40 лет простоя. Впоследствии боевая группа, и линкор "Миссури" в частности, несла службу во многих конфликтах - поддерживала пехоту и наносила удары по войскам Вьетконга во время Вьетнамской войны, локализировала боевые действия во время Фолклендского конфликта.

Конец боевой службы - последняя операция

Именно с "Миссури" связан последний боевой выход в море корабля-линкора. Это случилось в 1991 году во время боевых действий в районе Персидского залива. Его пушки заговорили в последний раз, когда он оказывал помощь войскам коалиции при операции "Буря в пустыне".

Итак, 17 января 1991 года. В 1:40 с "Миссури" запускают две ракеты "Томагавк". Что примечательно, это первый опыт стрельбы ракетами с корабля подобных размеров, при этом на большую дальность - цели находились на территории Ирака и Кувейта на удалении примерно в 1400 км. Вместе с тем старые, но все еще эффективные главные орудия открыли яростный огонь по порту Ханжи на территории Саудовской Аравии. Залпы производились каждые 15 секунд. Поскольку все действия линкора - перемещение и стрельба, координировались БПЛА с воздуха, то "Миссури" не получил ни единого повреждения. Вражеские позиции накрыло море огня, ведь мощность 406-мм орудий в сочетании с современными системами наведения была поистине разрушительной. Эти залпы стали прощальным салютом и закатом века линкоров, которые вынесли на себе тяжесть многих сражений и боевых дежурств, доказав, что линкор - это эффективное и грозное оружие.

Но приближался век авианосцев, так что линкор "Миссури" завершал свою службу. В 1992 году его вывели из состава действующего флота. Перед своим "уходом в отставку" линкор совершил памятное путешествие к берегам Японии, к тому месту, где закончилась Вторая мировая. После этого он направился к родным берегам. В порту Лонг-Бич с него сняли все вооружение и важное оборудование. Сейчас он находится на пожизненной стоянке в порту Перл-Харбор на Гавайских островах и является кораблем-музеем. Он интересен не только в силу своей известности, но также и потому, что является единственным оставшимся в рабочем состоянии кораблем класса линкоров. Также он интересен и для моделистов, которые, благодаря современным технологиям, могут собрать модель линкора "Миссури" у себя дома и добавить ее в свою коллекцию боевых кораблей.

Итоги

Как мы видим, линкоры, в числе которых был и "Миссури", являлись грозным и эффективным оружием, которое не раз спасало солдат во время различных конфликтов середины и конца 20 века. Однако после Второй мировой они устарели и являлись, скорее, красивой игрушкой в руках правительства США, чем выполняли свою основную функцию.

Добрались. «Миссури» был целью поездки и я подошел к вопросу максимально ответственно. Немного жаль, что местная контора подумала, что на месте все будет срощено автоматически и вопросом не занималась. В то время, как они были нужны только для того чтобы мы гарантированно посетили все что хотим на корабле. Гад блесс, излишня самоуверенность местных обернулась только небольшой спешкой и мелкой нервозностью, в то время, как хочется просто отдыхать а не решать появляющиеся проблемы. Но «все счета оплачены» — местные меня в итоге удовлетворили:)

«Дьявол нервно постукивал хвостом по ковру» Г.Каттнер. Это про меня. После завтрака вышли на 10 минут раньше и стали ждать провожатого, который должен был уже приехать с билетами, подхватить нас и доставить на место хаджа. Долго думать про «ну если не приедет...» я не успел — авто приехало практически вовремя.

В скорости уже можно было наблюдать приятные сердцу дорожные указатели.

«Миссури» стоит на острове Форда (Ford Island) — это территория действующей военно морской базы и просто так туда люди «на смелом» не заезжают. Туда ходит свой специальный автобус, досматриваемый военными. Все оформляется на этой стороне моста — там покупаются билеты на все интересующие места. Из мест там сам линкор «Миссури», Pacific Aviation Museum, мемориал «Аризона», подводная лодка "Bowfin"и менее выпуклые остановки.

На «Миссури существует 2 типа билетов — одни «для всех» и другие «Battle Stations Tour». Первое — для не интересующихся самим кораблем, второе включает посещение башни главного калибра и всех основных помещений. С гидом. Соответственно по 20 и по 40 долларов. Те, что по 40 продаются уже на о.Форд на входе на сам корабль и в общих кассах недоступны. Ладно, купили билетов общего плана.

Шатл до острова ходит каждые 20-25 минут. Ходит он покругу и таким образом, что ездить надо на нем только по порядку следования мест. Первая остановка — «Миссури», потом «Pacific Aviation Museum». Т.е. если сначала захотеть идти в музей авиации, то придется еще раз съездить на «материковую» часть по мосту и ехать обратно, если в планах еще есть «Миссури».

На входе в кассы досматривают и разворачивают тех, кто пришел с сумками, рюкзаками и кофрами для фотиков. Я про это все начитался месяц назад и с собой имел только голый фотик. Это все против террористов. Спорить не получится — в лучшем случае есть платные локеры для «оставить сумку».

2 поколения ракет Polaris A1 и A3

Еще есть подводная лодка USS Bowfin, которую мы вполне осознанно обошли вниманием.

Погрузились на автобус и поехали в сторону моста на Ford Island. Водитель сразу предупредил что надо показывать ID и строго забаранено фотографировать на мосту. Так и вышло — через пару минут автобус останавливается на КПП — на борт поднимается служивый и просматривает ID. Я показал японскую визу — его устроило. При этом второй служивый с большим помповым ружьем занимают позицию прямо перед лобовым стеклом. Терроры негодуют. Но ехать не долго.

Проезжаем домики военных.

Добрались. USS Missouri BB-63. Местные называют «Мизури».
Флаги, коробки для картузов.

Разве что вот так можно увидеть. Сростил наскоро. Немного огорчает что с борта его полностью не увидеть со стороны причала - там всякие кассы и прочие сортиры. Совершенно напрасно по моему.

По углам расставлены 406 мм снаряды.

Большой.

Гарпуны летят почти.

Но с земли много не увидишь. Надо подниматься повыше.

С лесенки на наборт. На тур, который для психов - «Battle stations Tour» - мы припозднились на минуту - люди уже залезли в башню и служивый им начал рассказывать историю корабля. Историей в его изложении я интересовался мало и предпочел потрогать мощи.

Вход в башню нетривиально сделан сзади-снизу. В консольной части зада башни которая торчит за барбет.

Башня имеет первое отделение в котором трудились офицеры и те кто может думать служивый.
Коробка справа/в глубине — компьютер для управления стрельбой. Механический. Учитывал скорость движения, дальность до цели, скорость и направление ветра. За герметичными дверками трудились уже люди оперировавшие заряжением.

Соединение броневых листов по крыше.

Задняя стенка башни.

Служивый изобиловал военными шутками, по военному строго расспросил что «у меня есть информация, что вам необходимо прибыть на мемориал «Аризона» — когда вас лучше отпустить? Совсем не понял чо к чему и сказал что «Аризона» у нас в 3 — а там посмотрим. Манера общения по типу как на военной кафедре — «Если часовой слышит лай караульной собаки, он должен немедленно продублировать голосом» — и ждать реакции аудитории на свою чоткую шутку. Впрочем, он видимо служил кем то старшим именно на этом корабле и знал буквально все — что в башне, что в отсеке со всякими «турбозубчатыми агрегатами».

В башне как на Ворошиловской батарее все же были женщины той же степени приближенности к флоту и боевым кораблям. С той разницей, что там они спрашивали «распадется ли пуля в стволе», а тут они спрашивали «неужели тут люди трудились — тут же жарко и опасно?». Зачем такие люди ходят на премиальные специфичные экскурсии не понимаю. Только отнимают кучу времени.

Компьютер поближе.

Тут обладавшие интеллектом все что надо рассчитывали.
Серый ящик с крутилками наверху — «найнтин сенчери лэптоп» служивый.

Потом жали на курок. «Молодой человек — порошу вас взять вон то — да вон то устройство» .
Служивый рассказал, что непосредственно из башни на триггер жали очень не часто — на корабле есть специализированный пункт управления стрельбой — на кнопки нажимали там. Из башни оперировали только когда неполадки/повреждения имеют место или «на верочку» что что то прям надо делать — а времени с постом связываться нет.

Покрутил в руках.

Через закрытую дверь можно снять правый ствол и лифт. Видно хреново.

Но что то уже можно разглядеть.

Но пока служивый отвечает очередной тетеньке, можно приоткрыть дверь и выхватить хотя бы лифт.

Хотя удается залезть в одну из открытых дверей с левым стволом и снять панорамно всю эту келью.

И пока там женщины грузят вопросами можно залезть до самого переда.
Дальняя стена уже лоб башни, полагаю. Дальше разве что ползти.

На обратном пути казенную часть поближе можно снять.

Телефоны — чтобы изолированные связывались с офицером в первом отсеке.

И на выход.

Между второй башней и надстройкой.

Оглядываемся на нос.

Смотрим вверх. Там видно награды и Фаланкс.

Поднимаемся выше с целью посещать боевую рубку. 127 мм.

Заходим.

Там запускают «Томагавки »

Рабочие места.

Рабочие места.

«Гарпуны» там тоже запускают. Только пульт чистить надо.

Руководят комплексно.

Президентское кресло.

Экраны подсвечиваются.

Нам дальще.

Карты есть.

По всему кораблю есть указатели — где ты сейчас находишься. Цифры включают в себя номер палубы, положение лево/право/центр, номер переборки/шпангоута и обозначение подразделения.

Навигаторам полагались свои каски. Походит на анутраж из звездных воин немного.

Тут они и трудились.


Navigation Bridge. Двери впечатляют. Служивый сказал что расчитано на попадание снаряда «Ямато», «Мусаси».
Сложно про это говорить. Ощущений от попадания не представить, даже если не «пробьет».

Амбразуры — смотреть из Navigation Bridge сквозь полметра стали.

Обходим мостик кругом. Вторая дверка.

В переходах смотрим на верх.

Ходим по надстройке.

Обходим 127 мм.

Томагавки стреляли в боевых условиях.

Какая то антена, томагавки, фаланкс и труба.

Еще немного по палубе.

Спускаяемся ниже — там коридоры в которых не видно конца.

Там всякие трубопроводы. Все в асбесте.

И снова коридоры.

Тут спали матросы. 40 см. между койками.

Еще ниже.

Еще ниже. Там Enginering Dev. 9 дюймов броневой палубы и суровый люк.

Там опять коридоры. Налево.

Направо.

Еще компьютер и триггеры по количеству стволов.

Интерфейс. Или дисплей.

Переходим к дивигателям.

Недалеко от бродвея.

Машинное отделение.

Там все как положено.

Еще что то из управления.

Пара тут хватало. Существовала шутка про то что душа тем кто тут трудится не надо было.

Агрегаты.

И наверх.

Походили вокруг кормовой башни.

Мемориал «Аризона » прямо по курсу. Близкие успели походить другим маршрутом.

Тут подписывали капитуляцию Японии.

Кухонные дела.

Меню у моряков ок. Вроде как Труман с супругой откушивали — поэтому раздача так и называется.

Рад, что удалось побывать на тяжелом артеллирийском корабле. Таких больше не делают, за ним есть много истории и я никогда не думал что получится потрогать казенную часть орудия 406 мм. На «Аризону мы сегодня не успеваем, но договариваемся посещать ее перед отлетом на Big Island — принимающая сторона не дала своему профессионализму упасть в наших глазах:)

Поехали обратно, помучали по пути принимающую сторону про заведение «пристойно поесть». Пристойно в нашем понимании было либо по-местному, либо «свежей рыбы» — с которой у нас ассоциировались Гаваи. На удивление, местный сказал, что рыбы на Гаваях практически нет (может в их понимании нет) и почти все привозят. Но вспомнил про 2 портовые забегаловки в которых можно быстро и аутентично похожего поесть. Называются «Nikos» и «Uncles’s».

В «дядюшкиной» подавали фреш кэтч рыбу. Мы заехали уже часа в 3 — из того что утром выловили осталась рыба-меч (swordfish) и тунец (Ahi). Взяли и того и того. Можно выбрать с чем ее подавать — как и везде там — зеленый салат — салат с макаронами и картохой и рис, который идет ко всему по умолчанию. Подают в одноразовых контейнерах, запивать предлагают местным пивом.

Мой ломоть рыбы-меча с макаронным салатиком.


Тунец Ahi с зеленым салатом. Тунца они жарили в стиле cajun — обваливают в специях и жарят.
На удивление, тунец, котрый обычно в виде стейков сухой и не очень тут был зачотен.
Да и вобще — ни разовая посуда, ни пластиковые столы в портовой забегаловке ничем не обидели — где нибудб в центре Гонолулу за скатертями, рядами бокалов и прочими виными картами такой стейк стоил бы баксов 50 и совсем не факт что доставил бы больше радости.

Погуляли вдоль пирсов. Там мелкое рыбачье.

И большое коммерческое. Местные говрят, что на Гавай практически все привозят. Вплоть до того что если корабли не придут — запасов всего тут будет на неделю две.

Поскольку хотелось еще и местного, то все таик пошьли во вторую забегаловку с вполне определнной целью — есть «poke». «Поке» на самом деле отдаленная вариация сашими. Сырая рыба — в основном тунец, в специях, с перцем, с соевым соусом по вкусу. Поке делают из всего что у них там плавает — из свежего, но тунец — единственная вариация, которая мне может нравиться. Это было в «Nikos». Или наоборот, они там рядом.

Забыи сфотать, но смысл понятен — куски тунечика в специях. На соломе из редиски.
Ничо поражающего, но пробовать надо.


И до дома — купаться и всячески отдыхать. В магазине рядом с гостиницей замучали просьбой показывать ID на напитки — вопросы по типу «вы мне не льстите в плане возраста?» они совсем не понимают. Очень очень строго все! Покупали шнапса — гуляли выпивали под какими то пальмами.

Прежде чем наконец-то он был выведен из эксплуатации в 1992 году, корабль получил три звезды за сражения во Второй Мировой Войне, пять на Корейской войне, а также несколько почетных грамот и медалей за войны в Персидском заливе. И на протяжении всей долгой службы могучего линкора, военный корабль был едва поцарапан.

Заложенный в январе 1941 года, Миссури был последним линкором класса Айова.

Маргарет Трумэн спускает на воду Миссури с тогдашним сенатором Трумэном на заднем плане в Нью-Йоркском военно-морском доке в январе 1944 года.

Как линкор класса Айова, Миссури был вооружен девятью огромными 16-дюймовыми пушками, 20 — пятидюймовыми пушками, 80 40-мм зенитными пушками и 49-мм зенитными пушками.

Американский линкор «Миссури» стреляет залпом из передней орудийной башни в августе 1944

На самом деле, залп его орудий был настолько мощным, что взрывное давление толкало воду, создавая иллюзию, что корабль движется в боковом направлении.

Военный корабль был также невероятно быстрым, с максимальной скоростью 33 узла, или около 38 миль в час.

Во время Второй мировой войны Миссури поддержал высадку десанта на Иводзиме, бомбардировкой Окинавы и острова Хоккайдо, и многое другое.

Американский линкор «Миссури» стреляет своими пушками во время ночных перестрелок в августе 1944 года.

В апреле 1945 года японский пилот-камикадзе уклонился от зенитных орудий «Миссури» и упал у борта под главной палубой. Но взрыв нанес незначительный урон.

На самом деле, всего через несколько месяцев в сентябре 1945 года, Вторая мировая война официально завершилась на палубе линкора «Миссури», где документы о капитуляции были подписаны союзниками и японцами в Токийском заливе.

Генерал армии Дуглас Макартур подписывает документ о капитуляции на американском линкоре «Миссури» в сентябре 1945.

Подписание акта о капитуляции Японии на борту линкора Миссури.

Американский линкор «Миссури» отплыл по Средиземному морю в 1946 году для демонстрации силы против Советского Союза. Четыре года спустя, в сентябре 1950 года, линкор присоединился к миссиям в рамках Корейской войны.

Могучий МО стреляет залпом из 16-дюймовых снарядов по Чонджину, Северная Корея, в попытке перерезать вражеские коммуникации в октябре 1950 года.

Однако в феврале 1955 линкор «Миссури»был выведен из эксплуатации.

Но в 1986 году, когда холодная война все еще шла полным ходом, линкор «Миссури» был возвращен к жизни в рамках новой стратегии Военно-Морского Флота США, которая предполагала наращивание военно-морских групп в советских водах в случае будущего конфликта.

Большие портовые буксиры помогают линкору Миссури зайти в порт Сан-Франциско в 1986 году.

Военно-морской флот также модернизировал линкор «Миссури» в рамках своего повторного ввода в эксплуатацию, удалив некоторые из пятидюймовых пушек и установив крылатые ракеты Гарпун и Томагавк.

И это новое оружие было применено во время войны в Персидском заливе, где линкор «Миссури» выпустил по иракским целям не менее 28 крылатых ракет, а также несколько сотен 16-дюймовых снарядов.

В январе 1991 года «Миссури» выпустил в иракскую цель крылатую ракету «Томагавк».

На самом деле, линкор «Миссури» могли уничтожить в феврале 1991 года, когда он вел огонь в поддержку высадки десанта на Кувейтском берегу. Громкие 16-дюймовые пушки Миссури, по-видимому, привлекли внимание противника, и иракцы выпустили ракету HY-2 по кораблю.

В 1992 году американский линкор «Миссури» был выведен из эксплуатации во второй и последний раз. Он был исключен из списка военно-морских резервов в 1995 году и переехал в Перл-Харбор как музейно-мемориальный корабль в 1998 году.

Posts from This Journal by “морская душа” Tag

  • Верхом на королеве

    На «Королеве Мэри» с легкой руки Марлен Дитрих плавал весь Голливуд. В войну же этот роскошный лайнер был «серым…


  • Призеры конкурса подводной фотографии

    Призеры конкурса подводной фотографии Победители очень крутого фотоконкурса Nature"s Best Photography Windland Smith Rice International Awards…

  • Кем был адмирал Бенбоу на самом деле

    Капитан Флинт, чье имя фигурирует в известном приключенческом романе, никогда не существовал. Автор его попросту выдумал, создав героя на манер…

  • Тауматихты - странный существа морских глубин

    Тот, кому пришло в голову назвать это морское чудовище именем Акселя Кристиана Георга, принца датского и исландского (умершего, кстати, совсем…

В мировую историю военно-морского и гражданского флота красной строкой вписаны имена сотен известных кораблей, прославившихся своими приключениями, участием в грандиозных схватках с другими кораблями и силами природы, павших в ходе великих морских сражений. Многих из них уже давно не существует, осталась всего лишь память, да и та с годами тускнеет. В Америке таких кораблей великое множество, исключение, пожалуй составляет лишь одно американское судно – линкор «Миссури», относящийся к военным судам типа «Айова» сконструированных специально для участия во Второй мировой войне .

«Миссури» - линкор с богатейшей историей, выстроенный в конце войны он, не сделавший ни одного выстрела, прославился на весь мир, приняв на борт представителей воюющих сторон, желающих заключить мир, известный как мир 2 сентября 1945 года, завершивший Вторую мировую войну.

«Миссури» был спущен на воду 29 января 1944 года, строительством корабля данного типа занималась судостроительная компания «New York Naval Shipyard». Правительственный заказ на постройку линкора поступил в начале января 1941 года, практически через месяц после нападения Японии на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую войну.

Спуск линкора «Миссури» на воду

Постройка линкора заняла практически три года, в ней приняли участие более 10 тысяч человек, трудившихся не только над укреплением обшивки корабля, но и над приданием его надводной части, большей прочности. Для защиты башенных орудий и складов с боеприпасами были использованы особые методики конструкции, шла война, и следовало учитывать, что авиация противника в первую очередь постарается уничтожить такую приметную мишень, как новенький американский линкор. Верхняя броня линкора составляла 16 сантиметров, и это при том, что вдоль всей обшивки его тянулся броневой пояс, толщина которого превышала 34 сантиметра. Каждый лист, использующийся в обшивке линкора, весил до 50 тонн.

Поскольку «Миссури» в основных боевых действиях участия не принимал, на нем постоянно испытывали новую боевую технику, а к концу войны линкор превратился в самый современный боевой корабль, гордость военного флота Америки. Линкор был оснащен самыми современными радарами для поиска не только наземных, но и воздушных целей, находящихся на расстоянии не менее 160 километров от корабля. Кроме того, судно было оснащено шестнадцатидюймовыми орудиями и бронебойными снарядами, способными пробить насквозь бетонное препятствие толщиной в 10 метров. На вооружении «Миссури» также стояли ракеты класса «Гарпун» и противолодочные вертолеты.


16-ти дюймовое орудие линкора «Миссури»

На тот период времени для «Миссури» не было соперников ни в одном флоте мира. Линкор имел наилучшую противоздушную систему обороны среди всех кораблей, принимавших участие во Второй моровой войне, поскольку помимо основных имел еще и вспомогательные артиллерийские установки в количестве 10 штук, способные стрелять 25-миллиметровыми снарядами. 100 зенитных установок были способны осуществлять бесперебойное прикрытие корабля на протяжении нескольких часов, стреляя 20-миллиметровыми орудиями, наносящими врагу значительный урон.

Имея длину 271 метр, ширину 33 метра и водоизмещение 57 тысяч тонн, «Миссури» мог развить скорость свыше 35 узлов в час. В состав экипажа линкора входило более 2.5 тысячи человек, в разные периоды времени численность команды могла достигать даже 2.8 тысяч матросов и офицеров. Такое большое количество моряков было необходимо для управления четырьмя мощными двигателями, несения обычной и боевой вахты, координации выстрелов и других работ, обычно проводящихся на боевом корабле.

Принять участие в настоящем боевом сражении «Миссури» удалось только в несколько последних месяцев войны, но до полного применения всей техники и вооружения линкора дело так и не дошло, в основном корабль применялся для прикрытия с моря, высаживающегося на японские берега американского десанта. Среди громких наступательных операций, в которых принял участие линкор можно назвать разве, что операцию по взятию японского острова Окинава, «Миссури» вместе с другими однотипными кораблями осуществил массированную атаку по береговым укреплениям противника, не дав ему осуществить отпор морским десантникам, высадившимся на сушу.


Залп главного калибра линкора «Миссури»

Сила выстрелов, производимых «Миссури» была настолько высока, что только от самого звука разорвавшегося снаряда становилось плохо, причем не только врагам, но и некоторым матросам, несмотря на то, что большинство из них прошло тщательную подготовку. При каждом выстреле корабль сотрясало со страшной силой.

2 сентября 1945 года «Миссури» вошел в Японское море, чтобы принять на борт высших японских чиновников, прибывших для подписания мирного соглашения. С американской стороны в подписании мира принимал участие генерал Дуглас Маккартур, отныне и впредь ставший национальным героем Америки, также как и линкор, на котором был подписан долгожданный мир.

После окончания войны «Миссури» встал на мирную патрульную службу, будучи скорее красивой игрушкой в руках политиков, нежели боевым кораблем. В 1947 году на его борт взошел тогдашний президент Соединенных Штатов Гарри Трумэн, вместе с семьей, возвращавшийся с конференции в Рио-де-Жанейро. Президент высоко оценил гостеприимство проявленное моряками, линкор ему очень понравился, потому за все время своего президентства он относился именно к этому кораблю с особым вниманием.

Начиная с 50-х годов прошлого века и вплоть до 1991 года непосредственного участия в боевых действиях «Миссури» не принимал, хотя его пытались использовать как средство устрашения во Вьетнамской и даже Афганской войне. В 1991 году в Персидском заливе зародился очередной конфликт и «Миссури» после долгого бездействия впервые за много лет открыл огонь из всех своих пушек. Данная мера была скорее устрашающей, нежели целенаправленной, старый корабль уже не мог никого испугать.

21 марта 1992 года поступило распоряжение о списании «Миссури» с боевой службы, капитану было предписано войти в порт Лонг-Бич, сдать вооружение и большую часть ценного оборудования, после чего линкор должен был проследовать в Перл-Харбор и встать там на постоянную якорную стоянку. Но прежде чем выполнить приказ командования «Миссури» было разрешено совершить почетное путешествие к берегам Японии и в последний раз побывать на месте подписания легендарного мирного договора.

На данный момент линкор превращен в музей, посещение которого интересно еще и тем, что «Миссури» является последним сохранившимся кораблем данного типа в мире.

Мировая история знает немало случаев, когда тот или иной корабль становился легендарным, приобретал ореол славы. В течение тысячелетий человечество успело построить миллионы судов, многие из которых смогли повлиять на саму историю.

Некоторые из кораблей прославились своими достижениями, другие же стали своеобразным символом, объединяющим народы. Среди них - знаменитая каракка “Санта-Мария”, на которой Христофор Колумб добрался до Нового Света, линейный корабль первого ранга “Виктория”, ставший местом смертельного ранения английского адмирала Горацио Нельсона, армада которого разбила флот Наполеона в ходе Трафальгарской морской битвы, печально известный британский пассажирский лайнер “Титаник”, крейсер “Аврора”, выстрелом которого была начата революция 1917 г. в Санкт-Петербурге, и немало других судов.

В одном ряду с этими знаменитыми кораблями свое достойное место занимает американский линкор "Миссури" времен Второй мировой войны. Созданный в 1944 году, этот корабль находился на вооружении флота США около полувека и участвовал едва ли не во всех военных конфликтах страны за этот период, начиная с заключительных боёв на Тихом океане против Японии в 1944-1945 гг. и заканчивая операцией “Буря в пустыне” в 1991 г.

Линкор “Миссури” (USS Missouri, BB-63) за время своей боевой службы получил некоторые прозвища, в частности - “Mighty Mo”, ”Big Mo”, то есть “Могучий Мо”, “Большой Мо” .

В строительстве мощного корабля, которое началось 6 января 1941 г., приняли участие около 10 000 человек . Линкор был введен в строй 29 января 1944 г. . Он стал одним из четырёх линкоров класса “Айова”, которые появились в конце войны и были в то время одними из самых современных и мощных боевых судов мира.

406-мм пушки кораблей этого класса оставались высокоэффективным средством дальнего огня морской артиллерии по береговым целям. Имея дальность стрельбы более 30 километров, эти линкоры могли вести загоризонтный огонь, оказывая поддержку сухопутным войскам, действовавшим на берегу .

На момент введения в строй стандартное водоизмещение “Миссури” составила 48 425 т, полная - 57540 т. Длина - 270,4 м, ширина - 33 м, осадка - 10,7 м.

Энергетическая установка состояла из 4-х турбозубчатых агрегатов “Gеnеrаl Electric”, 8-ми паровых котлов “Babcock & Wilcox” суммарной мощностью 212 000 л.с. Для обеспечения работы энергетической установки нужно было 7621 т нефти!

1 Каракка - большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков.

2 Осадка - глубина, на которую судно или плавучая буровая платформа погружаются в воду.

3 Турбозубчатый агерегат - паровая турбина, соединенная с зубчатым редуктором. Используется на судах как основной двигатель и как привод насосов и других механизмов большой мощности.

4 Узел - единица измерения скорости движения судов, равная одной морской миле в час.

5 Траверс - легкое (в основном противоосколочное) броневое прикрытие важных элементов корабля, выступающих за броневую палубу, но расположеных внутри корпуса корабля.

6 Барбет - неподвижная открытая платформа для размещения пушечной установки кругового вращения, как правило, с броневым прикрытием.

7 HY-2 ("Hai Ying-2" или "Морской орел-2", по классификации НАТО - "Silkworm", то есть "Шелкопряд") - китайская противокорабельная ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения.

8 Скринсейвер - компьютерная программа, представляющая собой экранную заставку, которая через некоторое время простоя компьютера меняет текущее изображение на мониторе другим (обычно - динамическим). Для мониторов, оснащенных электронно-лучевой трубкой, скринсейверы необходимы, так как помогают бороться с выжиганием люминофора или выгоранием пикселей от статического изображения. Для жидкокристаллических мониторов это не так важно и используется прежде всего с эстетической целью.

З.Г. Златанов , Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне

Подробности