Hi end системы. Что такое Hi-Fi и High-End

Что обозначает термин High End?

High End (Hi-End - англ.) - это маркетинговый термин. Он обозначает высочайший класс, относящийся к элите. Как, правило, речь идет о звукоусиливающем аппаратном и программном обеспечении. Как мы знаем, Hi-Fi в номенклатуре современной радиоэлектроники имеет свои ГОСТы, а также другие технические характеристики, которые квалифицируют Hi-Fi тем или иным образом. В отношении High End такие понятия отсутствуют. Почему? Так как заявляемая производителями продукция класса Hi-End имеет в своем составе только высококачественные компоненты, в этом просто нет никакой необходимости.

Что такое High End аудио аппаратура?

Hi-End аппаратура - это эксклюзивная, и часто, крайне дорогостоящая звуковоспроизводящая аппаратура. Для изготовления такой элитной аппаратуры часто используются нетрадиционные, нестандартные технические решения. Как пример, можно привести ламповую или гибридную (лампово-транзисторную) аппаратуру, а также электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы.

Еще раз подчеркиваем: к термину Hi-End не относится какой-либо стандарт.

Аппаратурой Hi-End считается Hi-Fi, который изготовлен с применением таких компонентов, использование которых экономически не обосновано для производства серийной аппаратуры. Кроме этого, под этот термин подпадает аппаратура, изготовленная ручным способом. При этом, следует учитывать, что сюда относится и такая продукция, которая может не соответствовать промышленным стандартам и даже заявленным техническим характеристикам вообще.

Что указано в описании аппаратуры High End?

Это на самом деле очень интересный вопрос. Потому как и пользователи, и производители Hi-End аппаратуры, в описании и сравнении своей техники применяют не числовые измерения параметров. Числовые измерения параметров легко проверяются, как мы с вами понимаем, в любой специализированной лаборатории.

Тут же описание абсолютно субъективно! И состоит из мнений нескольких слушателей. Слушатели описывают различные особенности звучания, которые они ощутили, одним и тем же не техническим термином. Например: эмоционально, мягко, песочно, тепло, холодно, прозрачно, голографическая точность, звуковое полотно солнечно и т. д. Правда. очень необычно? Вот потому, аппаратура High End - это мир субъективизма и вкусовых предпочтений музыкальных «гурманов». Понятно, что круг таких людей не может быть большим. Но вот такая немногочисленная группа клиентов готова выложить огромные деньги за свое пристрастие.

Как выбирают аппаратуру High End?

Как мы уже разобрались, аппаратуру Hi-End невозможно выбрать по техническим характеристикам. Здесь акцент делается на используемых радиодеталях и, зачастую, архаичных технологиях. Интересно, что если такую аппаратуру подвергнуть кропотливому анализу с точки зрения технических характеристик, она покажет далеко не «продвинутые» результаты. А вот субъективные ощущения, если провести прослушивание в определенных условиях и на определенном музыкальном материале, покажут просто колоссальное преимущество High End перед обычной бюджетной Hi-Fi аппаратурой.

Поговорим о стоимости

Hi-End - это единичная техника, в отличие от массовой Hi-Fi, потому тут стоимость не имеет значения. Понятно, что ля Hi-Fi аппаратуры четко обозначена приоритетная экономическая целесообразность. Тут же покупатели руководствуются совершенно иным. Потому, владельцы Hi-End аппаратуры - это аудиофилы-фанаты, которые готовы заплатить любую заоблачную цену за удовольствие. Или это просто очень обеспеченные люди, для которых иметь подобную вещь - дело престижа. В любом случае, Hi-End является постине уникальным решением, способным удовлетворить потребность конкретного «аудиофила» в полной мере.

Но надо подчеркнуть, что в связи с очень высокой ценовой категорией Hi-End и практически полным идеологическим отсутствием требований по техническим характеристикам, часто предлагается вместе с признанными устройствами огромное количество другого вида аппаратуры. Это техника, имеющая неоправданно завышенную стоимость. Она может иметь просто невероятно роскошный дизайн, но на самом деле не имеет настолько уникально «звучащих» компонентов, а также соединительных кабелей, за которые стоит платить такие огромные деньги. Понятно, что и такая аппаратура приобретается некой категорией весьма обеспеченных граждан с целью престижа. Но, справедливости ради, стоит отметить, что для многих покупателей Hi-End - это, прежде всего, роскошный и эксклюзивный дизайн. Да и, честно сказать, далеко не каждый слушатель способен адекватно оценить звучание музыки и ее отдельных компонентов на слух.

О программном обеспечении аппаратуры High End

Такое обеспечение применяется тогда, когда речь идет о прикладном программном обеспечении. ПО создается на заказ для одного человека или для ограниченной группы людей. Оно способно обеспечить решение полного комплекса задач, которые поставил конкретный потребитель. Понятно, что стоимость таких программ очень высока. Но, справедливости ради, надо сказать, что они в полной мере оправдывают свою немалую цену и статусом, и удобством, и полным отсутствием сбоев, а также просто великолепной технической поддержкой. Ведь подобное ПО - это специализированный проект, который разрабатывается и реализуется под конкретного потребителя.

Вместо послесловия

Многие не понимают выбора истинных меломанов. Считают, что все очень уж преувеличено. Так ли это? Давайте подумаем.

Простой эксперимент. Если мы будем слушать музыку на аппаратуре Hi-End и не видеть при этом источника звука, то никогда не сможем отличить копию из коробочки от оригинала живого звука из мира.

Профессионал отличит многочисленные оттенки звука, его красоту, жизнь, дыхание. Непрофессионал будет без напряжения слушать всякие скрипы, шумы, шорохи, треск… Такому слушателю, в принципе, все равно. Творческой индивидуальности исполнителя никогда не прочувствовать на обычной аппаратуре. Это - прерогатива истинного меломана.

Сегодня наступило время, когда все можно разложить на математические формулы. Так же и звук. Но разве какой-то цифрой можно описать ощущения? Прибор все разложит «по полочкам» - оценит кривую верности воспроизведения чистого тона, привносимые гармоники. Но какой прибор, бездушный и мертвый, отличит душу, вложенную в музыку?

В статье рассматриваются особенности подходов к разработке аудиоаппаратуры, рассчитанной наразные слои потребителей.

Что такое Hi-Fi и High-End

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что стимулом к развитию аудиотехники было стремление максимально приблизиться к живому звучанию музыки. Поэтому, как бы не проводились тестирования звуковой аппаратуры, эталоном качества её работы всегда был живой звук. При этом именно максимально достоверное воспроизведение звука удостаивалось наивысшей оценки. Но это было в прежние времена, теперь всё не совсем так.

Появление стандарта Hi-Fi и концепции High-End . Он был разработан в 1973 г. в Германии. Суть его сводилась к тому, чтобы формализовать минимальные, потем временам, требования к параметрам аудиоаппаратуры, обеспечивающих достойное воспроизведение ею звука. Многие считают, что концепция High-End появилась позже стандарта Hi-Fi и является его развитием. Однако это не так. Дело в том, что концепция High-End зародилась гораздо раньше, примерно в 1962 году, и не имеет со стандартом Hi-Fi ничего общего.

При этом отличительная особенность концепции High-End — это то, что единственным критерием качества аппаратуры является метод экспертной оценки её звучания, независимо от её технических характеристик. Важно, что для такой оценки было достаточно мнение одного единственного человека. В начале 1960-х годов концепция High-End, безусловно, несла некоторое здравое зерно, поскольку измерительная техника тех лет была весьма далека от совершенства, да и малодоступна.

Первое время стандарт Hi-Fi, для производителей аудиоаппаратуры, был очень хорошим стимуломк развитию и совершенствованию их изделий. В течение 15-20 лет, с момента появления стандарта Hi-Fi, появилось очень много высококлассной аудиоаппаратуры. Причём многие аппараты имели схожее звучание, и вскоре рынок был ими переполнен. В итоге прибыли производителей аудиоаппаратуры уменьшились, и они начали искать маркетинговое решение, способное изменить эту ситуацию.

«Полезность» концепции High-End . Тогда они и вспомнили о концепции High-End. Ведь несмотря на технические параметры, сам по себе критерий «А вот мне очень нравится звучание этого аппарата» позволяет продавать всё, что угодно. Удачность концепции High-End ещё и в том,
что она предполагает создание эксклюзивной техники, а именно:

  • сделанной специально для вас;
  • сделанной вручную такими же любителями и ценителями музыки, как и вы.

Правда при этом потребителя никто не спрашивает, а нужны ли ему дорогущие позолоченные
ножки, литые из металла много килограммовые передние панели, и нужен или не нужен ему регулятор тембра — его просто не устанавливают и всё. При этом все эти эксклюзивные аппараты
продаются по очень завышенной цене, зато они и приносят сверхприбыль. Разумеется, покупателя, к такому повороту в развитии аудиотехники, надо было подготовить.

Т.е. объяснить покупателю, что казавшиеся ему непреложными истины на самом деле неправильны, и дело обстоит как раз наоборот. Иными словами, надо заставить покупателя поверить в несбыточную мечту, т.е. в сказку, а именно в великолепное качество звучания аппаратуры High-End, которое, конечно же, куда лучше, чем у аппаратуры Hi-Fi, которая просто скучно и правильно воспроизводит звук. И в самом деле, как эти десятки килограмм металла, светящиеся оранжевыми нитями накала и потребляющие огромную мощность, могут звучать плохо?

В целом адептов аппаратуры High-End можно разделить на такие группы:

  1. Не вполне здоровые и/или легко внушаемые люди. У них есть стремление постоянно
    улучшать свою аудиоаппаратуру, якобы, стремясь достичь совершенства. А в случае с аппаратурой Hi-Fi они попадают в тупик- «Если параметры и так лучше некуда, то что же улучшать?». Вот они и покупают High-End, основываясь на мнении других лиц, утверждающих, что да, этот аппарат очень дорогой, но зато он звучит лучше всех.
  2. Любители «самого, самого». Они покупают только самое лучшее, а оно, естественно, и самое дорогое. Дешевые вещи они не покупают в принципе. Понимать, что в аппаратуре High-End реальная стоимость изделия и продажная цена отличаются в 10 и более раз они не хотят.
  3. Ценители Hand made изделий. Т.е. всего единственного и неповторимого. Но в массовой продукции нет ничего неповторимого, вот они и покупают High-End.

Дорогая аудиоаппаратура существовала всегда, но только с появлением концепции High-End
она приобрела идеологическое, именно идеологическое, а не техническое обоснование. И идеология High-End оказалась способной удовлетворить вкусы всех трех вышеперечисленных групп покупателей:

  1. группа — для них открылась неограниченная возможность «совершенствования» аппаратуры путем замены обычных конденсаторов дорогущими аудиофильскими, обычных разъемов позолоченными, медных межблочных кабелей серебряными и т.д.
  2. группа- для них и производятся УМЗЧ с выходной мощностью 3-5 Вт и с продажной ценой в
    10-100 тыс. USD.
  3. группа-онадалацелый всплеск деловой активности в секторе производства аудиоаппаратуры, приведя к появлению сотен мелких компаний, производящих чуть ли не в гаражах невероятно тяжелые изделия с передними панелями если не из гранита, то из очень толстой стали и с более чем со скромными техническими параметрами. Таких изделий в год продается всего несколько, поэтому купивший его аудиофил, поклонник High-End, едва ли встретит такой аппарат у подобного ему «любителя музыки».

Как видим, раскрученная концепция High-End не более чем удачный маркетинговый ход. Акак он связан с качеством звучания такой аппаратуры?

Течения в концепции High-End. Вроде бы указанные выше обстоятельства должны были подтолкнуть ведущих производителей аудиоаппаратуры и электронных компонентов для неё поддержать модное течение High-End. Они просто обязаны были, следуя моде, начать производство новых компонент с «оригинальным» и «особым музыкальным» звучанием. Вполне могло бы возобновится производство германиевых транзисторов, на которых собирались High-End УМЗЧ в 1960-егоды, или «очень музыкальных» ЦАПов, впервые выпущенных в начале 1990-х.

Но этого не произошло. Все производители электронных компонентов продолжают улучшать
параметры своих изделий. При этом в своих datasheet они рекомендуют применять для аппаратуры как Hi-Fi, так и High-End, только очень хорошие компоненты. Такие компоненты стоят дорого, и это одна из причин, почему в аппаратуре High-End их применяют довольно редко.
Вроде бы сложилась противоречивая ситуация- адепты High-End ратуют за неповторимое и
высокое качество звучания, компоненты для производства таких устройств имеются.

Но вот сама аппаратура High-End, зачастую, собирается из весьма посредственных деталей, и звучит, соответственно, довольно скверно. Дело в том, что под общим названием «High- End» существует как минимум 4 в корне отличающихся друг от друга течения в среде производителей аудиоаппаратуры.

Рассмотрим их:

  1. Обеспечивают очень хорошее качество звучания, весьма натуральное и неокрашенное. Такие изделия имеют очень хорошие параметры (полоса частот, КНИ, IMD и др.). Доработка таких изделий непредусмотрена. Во имя натуральности звука функциональная оснащенность сведена к минимуму. Внешний вид достаточно строгий.
  2. Здесь главное- неповторимое качество звучания. Параметры могут быть самыми разными —
    от неплохих до просто ужасных с техническойточки зрения (например, КНИ = 3…5%, или полоса пропускания 80 Гц…16 кГц). Звучание, соответственно, может быть от хорошего до весьма специфического, чтобы не сказать очень плохого. Здесь многое будет зависеть от того, с какой аппаратурой работает такой УМЗЧ, и жанра музыки.
  3. Здесь всё так же, как и во 2 группе, но имеется прекрасный и неповторимый внешний вид
    устройства, и стоит оно, соответственно, дороже.
  4. Здесь так же всё, как и во 2 группе, но конструкция устройства предусматривает возможность замены блоков и отдельных деталей другими, более качественными. Вроде бы, как УМЗЧ- конструктор. С точки зрения комплектации аппараты 1 группы требуют применения очень хороших, современных деталей. Для 2 и 3 группы детали могут быть какими угодно, но иногда попадаются и образцытаких изделий, собранные из качественных компонент.
  5. группа предполагает использование только аудиофильских элементов. Но тут есть одна особенность: чтобы владелец в процессе апгрейда своего аппарата ощутил отличие в звучании, такой аппарат должен изначально звучать «не очень». Другой вариант — вновь приобретаемые блоки обладают специфическим звучанием, и тогда владелец такого конструктора «почувствует разницу». В современных условиях, все эти течения в
    High-End имеют право на жизнь, поскольку, при всей своей непохожести, удовлетворяют такие же непохожие запросы различных типов потребителей. Но, повторимся, безусловно, хорошие изделия относятся только к первой из перечисленных выше групп.

Несуразные идеи High-End. Одна из ценимых в среде аудиофилов, книг — это произведение Роберта Харли «Энциклопедия High-End аудио». Вот некоторые выдержки из неё:

  1. Усилители, имеющие самые низкие значения искажений, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.
  2. Огромная поверхность электростатического громкоговорителя позволяет точнее воспроизвести размеры образов музыкальных инструментов.
  3. Уже сама идея измерения сигнала противоречит основным ценностям High-End.
  4. Аудиосистема вынуждена балансировать на тонкой грани между естественным разрешением и аналитичностью звучания.
  5. Попробуйте использовать сетевые фильтры, в некоторых случаях они позволяют добиться существенного улучшения, в других — нет, а иногда могут привести к снижению качества работы системы.» и т.д. и т.п.

Разумеется, такие, мягко говоря, противоречивые легенды и идеи (с технической точки зрения-
это явная чушь) вводят в заблуждение технически неграмотных и легко внушаемых людей. При полном отсутствии чётких канонов, такая искусственно созданная путаница позволяет, по ходу дела, придумывать новые понятия и нюансы и спекулировать на извечном стремлении людей к идеалу. При этом самые ярые адепты High-End полностью отвергают любой научный подход к звуку.Для них не существуют ни метрология, ни психоакустика, ни статистика.

У них есть только большая совокупность плохо понятных даже им самим «понятий» и крайне субъективное ощущение «вовлечения в музыку именно здесь и сейчас». Выполняя запросы маркетологов, такие адепты-пропогандисты High-Endизо всех сил пытаются вовлечь покупателя в свои бесконечные игры по поиску «своего» звука. Почти как шаман при плясках с бубном.

Каков он «свой звук»? Что же такое этот «свой» звук, который так настойчиво рекомендуют искать адепты и пропагандисты High-End? Возможно, в самом деле, можно найти звучание: чистое, неповторимо-выразительное, воздушное, детальное, ясное, раскрывающее целый ряд музыкальных нюансов. Но с одной оговоркой: такое звучание будет подходить только вам. При этом остальные слушатели назовут его каким-то слишком аналитичным, резковатым, скучным и бесцветным. Думаем, легко согласиться с тем, что такой вариант наличия «своего звука» крайне маловероятен.

А вот в ситуации, когда звучание понравилось и вам и большинству других слушателей, можно ли говорить о его «неповторимости»? Возможно, оно просто неискаженное, и именно поэтому понравилось и вам, и всем тем, кто ценит не окрашенность, а натуральность? Хотя всегда найдется кто-то, кому и такое звучание не понравилось. Но есть статистика: в ходе любого слепого прослушивания, лучшие оценки от слушателей получали именно аппараты с лучшими техническими характеристиками. А ведь этот факт — это просто нож в сердце адептам High-End.

Отметим, что подавляющая часть аудиоэкспертов, как и людей вообще, относится к тем, кто
имеет нормальный слух. Т.е. они отличаются способностью отличать и предпочитать более точное, близкое к оригиналу звучание, менее точному звучанию. В связи с этим хочется привести мнение известного специалиста в области звуковоспроизведения Н. Махамедзянова:

«Звукотехника- это во многом субъективная область творчества, и то, что нравится одним (на слух), может не нравиться другим в силу различных причин. Например, другой предпочтительный звуковой материал, другие условия прослушивания, предыдущий музыкальный опыт, наконец».

Нужно учитывать ещё один момент. Современная высококачественная аудиоаппаратура —
это изделие, «готовое к употреблению». Если в его работе и есть недостатки, то они не будут повторятся при прослушивании разных записей. Ведь не все аудиозаписи идеальны. Например,
на одном из аудиотреков есть навязчивое «цыканье» высоких частот (бывает такой дефект). Если
вы его уберете, посредством изменения настроек аудиокомплекса, то на другой, правильной записи, вы ощутите в её звучании потерю прозрачности и воздуха.

В последнее время среди таких «исправителей» записи часто звучат голоса, ратующие за
«теплый звук». Такие адепты High-End непонятно почему решили, что неискаженный звук «холодный» и его надо исправлять «согреванием». Вот только непонятно, как и насколько, и откуда им вообще известно, как должно быть правильно.

Подведем итоги. Если аппаратура класса Hi-Fi разрабатывается для воспроизведения исходного звукового сигнала с минимальными искажениями, то для аппаратуры High-End искажения сигнала вещь вполне допустимая, даже приветствуемая — звук же стал «теплее» и приобрел «неповторимое звучание». Поэтому при выборе любой аудиоаппаратуры, если вы предпочитаете качественного звучания, всегда надо учитывать мнение звукорежиссеров, людей очень хорошо в такой аппаратуре разбирающихся, а именно: «надо приобретать максимально точную аппаратуру».


Что же получают люди, обладающие Hi-End системами?

Это захватывающее чувство музыкального потока и гармонии, ясность, прозрачность и щедрость звуковой картины, полную иллюзию присутствия живых исполнителей у себя в комнате. А так же эмоциональное наслаждение и удовлетворение от встречи со своим кумиром.

По определению Hi End подразумевает

  • Первое - высший уровень качества всего – электронных компонентов, деталей корпуса и конечно сборки, почти всегда ручной. Авторская подпись мастера и индивидуальный паспорт часто сопровождают такие изделия.
  • Второе - бескомпромиссную конструкцию и самые дорогостоящие высокотехнологичные решения и методы, применяемые при производстве. Заимствование из аэрокосмической и оборонной отраслей – не редкость.
  • Третье – по возможности исключение из конструкции всего лишнего, уменьшение количества элементов для сокращения пути сигнала и меньшего влияния на звук. Все гениальное – просто.



Производство аппаратуры класса Hi End

Проектирование и производство Hi End систем подобно искусству создания музыкальны инструментов. Это удел людей креативных, увлечённых и понимающих, как достичь высочайшего качества звука. Недаром основателями и владельцами многих известных компаний и брендов Hi End являются музыканты с инженерными наклонностями или инженеры, серьезно увлеченные музыкой.


Аппаратура Hi-End способна раскрыть другую сторону очень знакомой и возможно любимой музыки, дает ощутить заново звуковую палитру и подарить яркие впечатления. В раритетных записях многие черпают глубокие положительные эмоции от мастерства великих исполнителей прошлых лет.


Наши специалисты, обладающие большим опытом и квалификацией с удовольствием готовы помочь Вам в тонком и деликатном процессе выбора компонентов будущей Hi-End системы.