Иоанна 13 метью генри. Евангелие от иоанна

13:1 - 17,26 В этих пяти главах описывается Тайная Вечеря. В параллельных местах других Евангелий указывается, что в тот вечер была учреждена Вечеря Господня, но Иоанн ничего не сообщает об этом.

Отношение, в котором Евангелие от Иоанна находится к рассказам синоптиков, служит темой широкой дискуссии. Синоптические Евангелия ясно указывают, что эта вечеря была пасхальной трапезой (Мф. 26,17-30; Мк. 14,12-26; Лк. 22,7-23). С другой стороны, в повествовании Иоанна присутствует ряд моментов, указывающих, что трапеза происходила накануне Пасхи и что смерть Иисуса имела место точно в то самое время, когда заколались пасхальные агнцы (13,1.29; 18,28; 19,14.31.42).

13:1 до конца возлюбил их. В гл. 13-17 любовь Христа высшее свое проявление находит в том, что Сын Божий пожелал воплотиться в человеческое тело и умереть заместительной смертью за "своих". Ожидание этой смерти чувствуется и в сцене омовения ног, когда Сын Божий не счел ниже Своего достоинства совершить самую низкую работу, считавшуюся уделом слуг (Флп. 2,7.8).

13:3 Иисус, зная. Самоуничижение Иисуса было вызвано не тем, что Он забыл о Своем положении и достоинстве, но тем, что Он, в полном сознании Своего происхождения и ожидающей Его судьбы, пожелал занять место самого последнего раба.

13:5 умывать ноги ученикам. Иисус подает пример истинного смирения и любви. Это смирение полнее всего выразилось на кресте, где Иисус занял место грешников и принял на Себя праведный гнев Божий.

13:6-10 Петр был не в состоянии понять символическое значение этого действия, предвозвещавшего крест Иисуса, на котором было достигнуто очищение от грехов, даруемое Божиим прощением. Петр и в некоторых других случаях говорил: "нет, Господи" (Мф. 16,22; Лк. 5,8; Деян. 10,14), хотя два этих слова находятся в остром противоречии друг с другом. В ответ Иисус поясняет, что омовение души, имеющее гораздо более важное значение, чем физическое очищение, может быть достигнуто только через пролитие Его крови. И позднее Петр полностью осознает это (ср. 1 Пет. 1,18-21).

13:11 знал Он. Иоанн подчеркивает, что предательство Иуды не было непредвиденным и потому неизбежным развитием событий. Иисус знал о нависшей над Ним угрозе и о роли в этом Иуды. Здесь мы имеем явный пример того, как божественное провидение идет рука об руку со свободным и ответственным человеческим решением.

13:13 Учителем и Господом. Этим титулом особо подчеркивается владычество Христа над жизнью учеников.

13:15 Я дал вам пример. Смирение Христа является примером для Его учеников. Принятие Иисусом роли слуги должно находить отражение также в жизни Его последователей-христиан. В некоторых деноминациях обязанность омывать ноги понимается буквально, и эта процедура совершается в качестве церковного обряда, часто сопровождая Вечерю Господню. В подобной практике нет никакого вреда, но следует иметь в виду, что Иисус заботился не столько о том, чтобы Его ученики буквально повторяли Его поступок, сколько о том, чтобы готовность служить другим стала чертой их характера. Более мы не встречаем в НЗ никаких указаний на существование в Церкви подобной практики.

13:17 когда исполняете. Одного понимания разумом недостаточно, вера должна подкрепляться самой жизнью. Это не означает, что наши дела являются основанием для принятия нас Богом, но они служат выражением истинной веры, которая включает в себя готовность повиноваться.

13:18 Не о всех вас говорю. Иисус избрал Иуду одним из двенадцати, но Он не избирал его для спасения. Иуда не принадлежал к числу избранных (Мф. 26,24), однако никто не принуждал его становиться предателем.

да сбудется Писание. Многие события Своей жизни Иисус воспринимал как исполнение Писания. Он сознательно стремился исполнить его, потому что рассматривал Писание как истинное Слово Божие. Слова из Пс. 40,10, цитируемые Иисусом, вероятно, являются намеком на предательское поведение Иуды.

13:19 прежде нежели то сбылось. Исполнение предсказания является признаком того, что сделавший его пророк - истинный, если же предсказание оказывается ошибочным, можно с уверенностью считать предсказателя лжепророком (Втор. 18,18-22).

это Я. Букв.: "Я есмь". См. ком. к 8,58.

13:20 Пославшего Меня. В этом Евангелии часто упоминается о том, что Иисус был послан Отцом, а миссия, порученная Им Его последователям, тесно связывается с Его собственной (ср. 15,20.21).

13:21 возмутился духом. Ср. 11,33; 12,27. Хотя Иисус заведомо знал о предательстве Иуды, приближение часа, когда этот человек должен был осуществить задуманное, вызвало содрогание Его души.

13:22 недоумевая. Иуда столь тщательно скрывал свое предательство, что ученики не подозревали его. Каждый из них начал опасаться, не является ли он сам слабым звеном цепи, и спрашивать: "не я ли, Господи?" (Мф. 26,22).

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус. Это обозначение встречается также в 19,26; 20,2; 21,7.20 и обычно понимается как относящееся к Иоанну, автору данного Евангелия. Это не подразумевает отсутствия у Иисуса любви к другим ученикам (ср. 13,1), но указывает на Его особо сердечное отношение к Иоанну (ср. 19,26.27).

возлежал у груди Иисуса. На званых ужинах гости не сидели, а возлежали на специальных ложах, опираясь на левую руку таким образом, чтобы лицо было обращено к столу, а правая рука свободна.

13:26 кусок хлеба. Очевидно, это было обычным знаком уважения, адресованным почетному гостю. То, что Иисус мог Сам подать Иуде кусок, показывает, что Иуда занимал место поблизости от Него.

13:27 вошел в него сатана. Отказ Иуды откликнуться на призыв Иисуса открыл его сердце для сатаны. Он был в состоянии нести ответственность за свои действия и добровольно поставил себя на службу злу (ср. 8,34).

делай скорее. Иисус по-прежнему контролирует ход событий, но с этого момента оставляет попытки отвратить Иуду от гибельного пути.

13:29 некоторые думали. Даже после всего случившегося ученики не имели ясного представления о предательстве Иуды.

13:30 была ночь. Это замечание говорит не только о времени суток, но, в первую очередь, о мраке, царившем в душе Иуды.

13:31 прославился. Здесь уместнее слово "унизился", ибо, согласно апостолу Павлу, Иисус действительно был в это время на пороге глубочайшего унижения, которое Он испытал, когда принимал на кресте заместительную смерть, "сделавшись за нас проклятием" (Гал. 3,13, цит. по переводу Библейских Обществ). Но Иоанн настолько сосредоточивается на откровении Божией славы, совершившемся через Христа, что и крест Его рассматривает как самое значительное ее проявление. Поэтому он и повторяет в этих двух стихах глагол "прославить" пять раз. См. ком. к 12,23.

13:33 Будете искать Меня. Со временем ученики придут туда, где будет Иисус. А в ближайшем для них будущем, в промежуток времени между распятием Иисуса и Его воскресением, они не смогут следовать за Ним.

13:34 Заповедь новую. В этой заповеди нет нового в том, что касается самой любви, поскольку Лев. 19,18 учит любить ближнего как самого себя. Собственно новых элементов здесь два: 1) любить требуется не "ближнего", а "друг друга"; 2) и не "как самого себя", а как "Я возлюбил вас". Образцом христианской любви служит жертвенная любовь Христа, и община верующих является тем местом, где эта любовь должна проявляться в первую очередь (ср. Мф. 25,40). См. статью "Любовь" .

13:36 после пойдешь за Мною. Это пророчество о мученической смерти, которую предстояло принять Петру (21,18.19).

13:37 я душу мою положу за Тебя. Несомненно, Петр говорил это с полной уверенностью, но он не знал, что в решающий момент человеческая слабость возьмет в нем верх.

13:38 не пропоет петух. Выражение, использованное Марком ("нежели дважды пропоет", Мк. 14,30), означает то же. Петр трижды отрекался от Христа в трех различных ситуациях, а не просто повторил одно и то же отречение три раза.

Глава, в которой тайная Вечеря описана Иоанном как канун пасхальной трапезы в отличие от авторов синоптических Евангелий: в них Вечеря описана пасхальным ужином. Иоанн также не описывает момент принятия от символов плоти и крови Христа, дополняет только то, что не было сказано предыдущими Евангелистами.
Согласно описаний Иоанна Иисус Христос был заклан именно в час заклания Пасхи Ветхого Завета, то есть, как и положено было быть заклану Пасхе мира во исполнение Моисеева Закона о Пасхе.
Подробнее о некоторых разногласиях между Евангелием от Иоанна и синоптическими Евангелиями - можно почитать в статье: Разногласия между синоптическими Евангелиями и Иоанном в дате Пасхи и распятия Иисуса Христа

13:1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу,
Перед праздником Пасхи - т.е. 14 нисана (праздником Пасхи назывался 15й день (см.Лк.22:1 )
О своей миссии как Пасхального агнца для человечества, искупающего его из рабства греха и смерти, Иисус знал ещё до того, как ему прийти на землю. Знал он и о времени завершения своей миссии с уходом к Отцу после этого.
Вот почему весь его краткий отрезок жизни, отведённый на исполнение воли Отца, был прожит строго по расписанному плану без отвлечений на человеческую суету.

[явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире,
Пришло время для Христа от слов о любви - перейти к делу и на деле показать, как он возлюбил СВОИХ.
Заметим, что Иисус возлюбил всё человечество в целом и поэтому пожелал помочь каждому живущему в мире вырваться из плена греха через принесение себя в жертву искупления. Однако он понимал, что смерть его заметят и оценят не все из живущих в мире, только Божьи овцы.
И ради хотя бы некоторых, кто непременно оценит её и пожелает вырваться из плена греха - Иисус и пошёл на жертвенную смерть. О них Иисус и думал как о СВОИХ, кого он возлюбил ещё до того, как обнаружить их на земле.

до конца возлюбил их. То есть, свою миссию по искуплению СВОИХ он выполнил до конца: его смерть была логическим завершением всего замысла по спасению Божьих людей и апогеем его дел любви по отношению к людям.

13:2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его ,
Как видим, Иуда присутствовал на Вечере с Христом и апостолами и уже во время прохождения ужина выжидал удобного момента для предательства.

Как дьявол вкладывает всякие неправедные желания в сердце - мы знаем со времён Эдема: он побуждает тайно или предлагает открыто поступить против Божьего духа, умело манипулируя тем, кто дал ему в себе место.
Иуда дал ему место (возможность манипулировать собой) через своё сребролюбие, и Вечеря стала точкой отсчёта для него в совершении преступления против сына Божьего.

13:3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит ,
Здесь Иоанн вполне доступно изложил, что Иисус Христос никогда не был Богом Иеговой, но Бог Иегова был его Отцом и Богом, пославшим его с небес на землю в качестве сына Своего, доверив ему миссию по спасению людей.

13:4,5 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препояса
Момент омовения ног ученикам перед тем, как приступить к ужину - было обыкновением в Иудее: дороги были пыльные, за стол не садились, пока не умоют ног и рук.
Некоторыми Библеистами омовение ног Христом воспринимается как пример глубокого смирения Христа пред учениками своими (хотя смирение, по идее, предполагает полное послушание, а Христос как учитель не мог быть послушен ученикам своим).
А некоторые из них решили, что, поступая так, Иисус вводит новый обычай для встреч христианского собрания на Вечере - по обязательному мытью ног друг другу.

Однако если быть внимательным, в этом омовении можно увидеть кое-что совсем иное. Обратим внимание на несколько ключевых моментов этой процедуры:

13:6-10 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
Кроме Петра, похоже, все ученики приняли спокойно процедуру мытья ног от Христа: если Христос так пожелал сделать, то к чему излишняя щепетильность?
Петру же было как бы особенно неловко от того, что учитель небес так унижается пред грешным земным человеком, Пётр, как можно подумать, более остальных почитает Христа и явно не понимает, почему же остальные согласились на это?

Возможно, и у остальных возникли вопросы, но Пётр всегда отличался прямотою и спрашивал то, чего не понимает. Благодаря вопросам Петра и мы сегодня имеем возможность узнать смысл многих действий Иисуса, да и апостолы от вопросов Петра ответами Христа обогащались.

7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. .
Иногда бывает смысл говорить, даже если точно знаешь, что сейчас не поверят и не вместят. Возможно, слова наши могут быть восприняты по прошествии каких-то будущих событий.
С учётом этого Иисус поясняет: каждое его действие перед уходом на небеса - продумано и последовательно, эти наглядные примеры смогут в своё время наставить их на путь Божий в его отсутствии. Но ученики его смогут это понять лишь со временем.

Вот и выходит, что даже если в присутствии Христа ученики не всё из слова его или действий понимали, то тем более не стоит думать, что после его ухода всё и сразу станет понятно в отношении пути Христова, стоит только прочесть Библию.

8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Ключевой момент: НЕ ИМЕЕШЬ ЧАСТИ со мною. То есть, процедура омовения вовсе не к смирению и самоуничижению сводилась. А конкретно к умыванию ног - Христом, без чего, оказывается, невозможно стать его учеником.
Посмотрим дальше их разговор и выясним, что же означает омовение ног и что должны были извлечь христиане из этого урока:

9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову . Пётр, натура эмоциональная, ради того, чтобы стать частью Христа готов уже разрешить и всего себя помыть Христу.
Однако это - лишнее, здесь важно не сделать больше, но и не сделать меньше, чем показывает Христос, достаточно следовать его примеру:

10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ключевой момент: ОМЫТОМУ нужно только ноги умыть.

Итак, ученик, идущий за Христом, как в данном случае все его ученики – в целом омыты Христом через принятие слова Божьего («банею водною посредством слова » –Еф. 5:26). Однако, кое-что всё же остаётся не омытым в каждом несовершенном человеке, поэтому без усилий омовения «грязного» остатка в себе (образно «ног») - идущему за Христом по пыли этого мира - не обойтись. Чуть дальше вернёмся к значению омовения.

13:11 и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты .
Иисус знает, что не все апостолы омылись банею слова Божьего, имея ввиду Иуду Искариота, вступившего в сговор с дьяволом.

13:12 ,13
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Иисус, не отрицая того, что он - Господь и духовный Учитель для своих учеников, собирается сам рассказать о значении умывания ног своим последователям. Называть и признавать Иисуса своим учителем или Господом –это правильно, но этого недостаточно для того, чтобы быть учеником его, нужно следовать ещё примеру Христа и умывать ноги друг другу. Почему?

13:1 4 Возвращаемся к значению омовения ног, которое Иисус раскрывает уже за столом:
14
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ч
то же показал пример учителя, омывающего всего лишь ноги чистым ученикам своим?
В отсутствие Христа его ученики должны будут омывать грязные ноги» друг другу: корректировать по ходу жизни все «места», загрязняющиеся от согрешений, и стараться друг друга поддерживать на пути Христовом, чтобы никто из них не потерялся нечаянно для Отца из-за «нечистоты ног».
Старательная забота о сохранении духовной чистоты друг друга и нуждах каждого члена христианского собрания – вот главная мысль в омовении ног. Причём, забота по омовению «ног» меньшего - в собрании возлагается на «большего», учитель моет ноги ученику, а не наоборот. Ибо немощный в вере не всегда может справиться даже с обнаружением «пыли» на своих «ногах», поэтому он нуждается в заботе крепко стоящих в вере.

13:16,17 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
Если Иисус - их Господин, как они сами считают, а они – рабы, то раб не может себе позволить, чтобы господин выполнял «черновую» работу по услужению другим, а он, раб – сидел в это время, сложа руки.
Раб не должен быть больше господина. А если считает, что больше – то он уже не раб своего господина, а над своим господином - и сам "господин".

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Необходимо на деле брать пример с учителя во всём, в частности, «в процедуре умывания ног» друг другу, в заботе старшего над младшим, сильного над слабым и в том, чтобы не считать для себя унизительным снисходить до нужд друг друга первыми, не дожидаясь, пока об этом попросят.
Иисус желает, чтобы ученики были внимательными друг ко другу и старались замечать, кто и в чём имеет нужду.

13:18,19 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал .
Как видим, не все, кто сам себя считает учеником Христа - являются на самом деле его учениками. Даже в среде самых близких учеников - обнаружился предатель.

19 Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я..
Иисус предсказал, что один из них предаст его - до того, как это сбылось, чтобы ученики ещё раз убедились в его Богоизбранности, ибо человек простой, и смертный не может путь свой ни знать, ни предсказать.

13:20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня .
Иисус предсказывает также и путь своим ученикам о том, что они будут посланы в мир Христом для выполнения определённого задания. Точно так же, как и он был послан в мир своим Отцом для выполнения определённого задания.
Собственно, в этом - тесное переплетение духовной связи между миссией Христа, миссией его посланников в мир и одобрением Бога: как он, так и они должны будут позаботиться о том, чтобы мир был спасён от греха и смерти через принятие Христа.

13:21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, сказал: истинно..один из вас предаст Меня .
Хотя Иисус заведомо знал о предательстве Иуды, приближение часа, когда этот человек должен был осуществить задуманное, вызвало внутреннее содрогание во Христе.

13:22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
Никто из учеников искренне не понимал, как же так? Кто же из них может стать предателем учителя: настолько они все выглядели порядочными людьми и ничем плохим никто из них не выделялся. Все они с Христом одинаково ходили и проповедовали, одинаково интересовались духовными учениями и смыслом его притчей, одинаково повсюду следовали за ним и даже готовы были умереть с ним, когда шли в Вифанию, одинаково отодвинули все свои земные и личные интересы на дальний план. И, тем не менее, оказывалось, что среди них скрывается негодяй.
Можно себе представить их панику, когда доверие друг другу утеряно.

Как видим, «внешность» обманчива (не внешний вид имеем ввиду, а те сферы жизни и поведения, что заметны плотским очам).

13:23-25 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

Пётр надеялся, что Иисус назовёт имя предателя хотя бы любимому своему ученику - апостолу Иоанну, поэтому и побудил его спросить о предателе:

13:26 ,27 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Поскольку Иоанн приклонился к Иисусу с вопросом, все остальные могли и не слышать ответа Христа о том, кто именно - предатель. Это происходит во время ужина, когда все если пасхальную еду: опресноки с мясом, макая хлеб в соус из горьких трав.
Иисус даёт Иуде хлеб, тот спокойно берёт и ест, окончательно решив предать Христа, чем дал место сатане войти.
Иисус не заостряет внимание на этом, не возмущается, не сердится на непонятливость учеников, не добивает Иуду психологически, а лишь просит быстрее предать, чтобы не томиться уж больше ожиданием конца.
Стальные нервы у Иуды и у Христа. Два достойных духовных противника столкнулись на духовной арене: дьявол и Христос.

13:2 8,29 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
Никто из сидящих за столом - не понимает слов Христа. Даже Иоанн, которому Иисус указал на предателя (возможно, он и Пётр, который наверняка узнал у Иоанна ответ, не думали, что события с предательством произойдут так быстро).
Христос в этой ситуации одинок, хотя рядом 11 друзей.
И такое иногда встречается под солнцем: можно не быть одиноким в полном одиночестве, если с нами Бог. И можно быть совершенно одиноким в гуще друзей и событий.

Итак, ученики не поняли невидимого поединка Христа с дьяволом, действующем с этого времени в Иуде Искариоте, и всего лишь решили, что Иисус поручил Иуде купить что-нибудь из еды.

Подробно об Иуде и его предательстве - см. в разборе Мтф.26:21-50

13:30-32 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
После того, как Иуда Искариот покинул их глубокой ночью, Иисус сказал своим оставшимся ученикам о сути славы сына Божьего.
Но и этой фразы Христа никто, скорее всего, не понял, ибо никакой реакции со стороны учеников на эти слова Иисуса - не последовало.
Иисус же сказал вот о чём: только что он выдержал ещё одну битву противостояния дьяволу, доказав, что есть у Бога сыновья, для которых послушание Богу - важнее сохранения жизни (прославил Бога своим послушанием Ему).
Он не запаниковал, позволил ему совершить своё чёрное дело, чтобы иметь возможность умереть за человечество. Иисус не спугнул противника ничем. И не убоялся прослыть из-за него богохульником. Словом, Иисус прославился тем, что "запустил" в ход последний этап своего пребывания на земле, этап, который должен закончиться его жертвенной смертью и искуплением человечества.

32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его .
Иисус предсказал, что вскоре Бог прославит и его самого: он сказал о своей скорой гибели, воскресении при помощи Бога и предстоящем вознесении на небеса - также при помощи Бога, своего Отца.

13:33 - 35 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, [так] и вам говорю теперь.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.

После ухода предателя искариота, Иисус прощается со своими оставшимися учениками, испытывая к ним отеческую любовь, настолько тёплую и нежную в чувствах, что для него ученики в этот момент - как дети. Он даёт им новую заповедь.

Хотя Иоанн не сообщает в своём Евангелии о принятии от символов жертвы Христа и предстоящем Новом Завете - он, тем не менее, сообщает о том, что отныне наступает эра действия новой заповеди, по сути - нового Завета, в котором главной движущей силой поклонников Бога должна стать любовь, тот основной закон Нового Завета, который должен быть написан на сердцах (обрезание сердца или духа, Иер.31:31,33; Римл.2:28,29)
(О Новом Завете см. подробнее Марк 14:22-24 )

Он просит учеников иметь любовь между собою. Но не такую, какую имеют между собою даже язычники мира сего, активно помогающие друг другу в несчастьях, утешающие друг друга в проблемах, прощающие друг друга с обильными застольными примирениями, сохраняющие мирные отношения со множеством знакомых и близких и помогающие друг другу материально. Всё это не отличает учеников Христа среди мира сего, ибо и язычники так же любят.
Любовь учеников Христа между собою должна превзойти языческую любовь между собою.

В чём она может превзойти языческую любовь?
У учеников Христа любовь особенная, духовная: задача их любви сводится к тому, чтобы уберегать друг друга от духовных падений и преткновений; чтобы упавшим - помогать подниматься и поддерживать, пока упавший на ноги крепко не встанет; чтобы не поощрять отклонение от пути Христова и бороться за каждого ученика Христа, кто может нечаянно потеряться для Бога.

Такая борьба друг за друга и за веру каждого в христианских собраниях - внешним может и не показаться любовью: обличение за проступки и строгое отношение к согрешающим ради того, чтобы они имели шанс исправиться - мало кому из мира понятны.
В общем, Иисус просил мыть всем СВОИМ (между собою) «ноги»:
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Но если мир не сможет понять такой любви христиан между собою, то Бог и Христос смогут по этой любви увидеть в них учеников Христа.

13:36-38 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя.

Пётр честно, искренне и с твёрдой уверенностью готов был за Христом и на край света и на смерть идти в тот момент, когда его жизни ничто не угрожало.
Но дух бодр, а плоть слаба, и теория всегда очень сильно от практики отличается: изменились на практике обстоятельства, и человек может начать думать иначе.
А потому, кто думает, что стоит крепко – всегда бойся упасть в пропасть: это поможет близко и самоуверенно к краю пропасти не подходить.

38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды .
Можно себе представить, что чувствовал Пётр, услышав такие о себе слова Христа, за которого он готов был хоть сейчас умереть.
И можно себе представить чувства Христа, который точно знал, что останется в полном одиночестве в самые трудные и последние часы своей земной жизни.
Однако Иисус знал, что страшно для его учеников - не падение само по себе. А нежелание подниматься, если однажды падение случится с ними.

 1 Иисус умыл ноги ученикам; «и вы должны умывать ноги друг другу». 21 Предсказание Иисуса о предательстве; Иуда вышел. 31 Новая заповедь: «да любите друг друга». Предсказание об отречении Петра.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,

3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит,

4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после .

8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною .

9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все .

11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты .

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то .

14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу .

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам .

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его .

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете .

18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» .

19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я .

20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня .

21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня .

22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам . И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

27 И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее .

28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику », или чтобы дал что-нибудь нищим.

30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём .

32 Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его .

33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь .

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга .

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою .

36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною .

37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.

38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 13 глава

Иисус омывает ноги ученикам

1 Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив Своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца.

2 Во время ужина, когда дьявол уже побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса, 3 Иисус, зная, что Отец отдал все в руки Его и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу, 4 встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. 5 Потом Он налил воды в таз и начал мыть Своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан. 6 Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему:

– Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!

7 Иисус сказал ему:

– Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь.

8 – Ты никогда не вымоешь моих ног! – возразил Петр.

Иисус ответил:

– Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего.

9 Симон Петр ответил:

– Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову!

10 Иисус ответил:

– Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все.

11 Он знал, кто предаст Его, и поэтому сказал, что не все чисты.

12 Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и, возвратившись, возлег на Своем месте за столом.

– Вы понимаете, что Я сделал для вас? – спросил Он их. – 13 Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь. 14 Поэтому если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу. 15 Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Говорю вам истину: слуга не больше своего господина, и посланный не больше пославшего его. 17 Если вы это знаете и так поступаете, то вы блаженны.

18 Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: «Тот, кто ест Мой хлеб, поднял свою пяту против Меня» # 13:18 Пс. 40:10. – должны исполниться. 19 Говорю вам обо всем заранее, чтобы, когда это произойдет, вы поверили, что Я и есть Тот , # 13:19 Букв.: «Я есть». Часто в Писании, когда Бог говорил о Себе, Он употреблял это же самое выражение (см., напр., Исх. 3:14; Втор. 32:39; Ис. 41:4; 43:10-13 и сноски на эти стихи). Здесь виден явный намек Иисуса на то, Кем Он в действительности является. за Кого Себя выдаю . 20 Говорю вам истину, кто принимает посланного Мною, тот принимает и Меня, и кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня.

Последний пасхальный ужин Иисуса с учениками

(Мат. 26:20-25 ; Мк. 14:17-21 ; Лк. 22:21-23 )

21 Сказав это, Иисус произнес в большом волнении:

– Говорю вам истинную правду: один из вас предаст Меня.

22 Ученики стали растерянно переглядываться между собой, недоумевая, кого Он имеет в виду. 23 Один из учеников, которого Иисус любил, возлежал у стола рядом с Ним. 24 Симон Петр показал ему жестом:

– Спроси, кого Он имеет в виду?

25 Откинувшись назад к Иисусу, ученик спросил:

– Господи, кто это?

26 Иисус ответил:

– Тот, кому Я подам этот кусок хлеба, обмакнув его в блюдо.

И, обмакнув кусок, Иисус протянул его Иуде Искариоту, сыну Симона. 27 Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана.

– Делай быстро то, что собираешься делать, – сказал ему Иисус.

28 Никто за столом не понял, зачем Иисус сказал ему это. 29 Иуда отвечал за ящик с общими деньгами, и некоторые подумали, что Иисус попросил его купить необходимое к празднику или же раздать часть денег бедным. 30 Взяв хлеб, Иуда сразу же вышел. Была ночь.

Иисус дает ученикам заповедь любви

31 Когда Иуда вышел, Иисус сказал:

КАК ЗАЖИГАЕТСЯ БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ️️ Появление Благодатного огня в Великую Субботу накануне Пасхи для миллионов верующих – это знак того что Иисус Христос действительно «Воистину Воскрес». Первое упоминание о получении Благодатного огня относят ко времени основания Храма Воскресения Христова в IV веке. И с тех самых пор ни на один год не прерывается это великое чудо. Сам процесс появление Благодатного огня в храме находится под ревностным надзором полиции и гражданских властей Иерусалима. Накануне в Страсную пятницу все свечи и огни в храме гасятся. На ложе Гроба внутри Кувуклии ставится лампадка, наполненная маслом и со светильником в поплавке, но без огня. По всему ложу раскладывают кусочки ваты, а по краям Гроба ленты. Затем помещение Кувуклии тщательно осматривается и после этого опечатывается до Великой Субботы. В Великую Субботу в храме собирается множество паломников, в ожидании чуда появления Благодатного огня. По традиции патриархи греко-православной и армянской церкви входят в Кувуклию. Перед входом в Кувуклию патриарх греко-православной церкви разоблачается и остается в одном подряснике, его с ног до головы осматривают и ощупывают, дабы избежать фальсификации чуда и не позволить внести воспламеняющие предметы, в руках у него лишь два пучка свечей. И только после этого печать с Гроба снимают и впускают патриарха в Кувуклию для получения Благодатного огня. Патриарх греко-православной церкви входит в предел Гроба Господня, где молится о ниспослании Благодатного огня. Патриарх армянской церкви находится в пределе Ангела и следит за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств. В Кувуклии темно и патриарх один в полной тишине молится Спасителю. Молитва длится всегда по-разному, от нескольких минут до нескольких часов. И вдруг в темноте на ложе Живоностного Гроба вспыхивают маленькие огненные искорки, превращаясь в огонь от которого загораются вата, ленты и лампадка, подготовленные накануне. От возникшего огня патриарх разжигает пучки свечей и передает Благодатный огонь паломникам, ожидающим в храме. При появлении Благодатного огня как удар Грома раздается гул радости и восторга по всему Храму Воскресения Христова. Верующие, собравшиеся в ожидании чуда, держат в раках пучки свечей, обычно не менее 33 штук по числу земных лет Христа. От этого весь храм озаряется светом Благодатного огня. В первые минуты огонь обладает чудесным свойством - он не обжигает. Поэтому паломники умывают огнем лицо и руки, не боясь причинить себе никакого вреда. Благодатный огонь, сошедший в Храме Воскресения, развозят из Иерусалима специальными рейсами по всему миру, спеша успеть к праздничным Пасхальным богослужениям. В аэропортах разных стран его встречают правительственные делегации, представители духовенства и простые верующие, желающие получить частичку Благодатного огня. В Кувуклии же Благодатный огонь, полученный в Великую субботу, поддерживается целый год и тушится только накануне следующей Великой субботы. И каждый верующий в течение целого года может прийти в Храм Воскресения и зажечь от огня пучок свечей. Затем обычно пучок тушится, а обожженные Благодатным огнем свечи развозятся паломниками по всему земному шару как величайшая святыня. Следует отметить, что получение Благодатного огня происходит только по молитвам православного патриарха. Говорят, что представители армянской церкви в 1579 году договорились с новым начальством Иерусалима, чтобы им было предано право получения Благодатного огня. В этот год представителей Иерусалимской православной церкви даже в Храм не пустили. Представители армянской церкви вошли в Кувуклию и принялись усердно молиться о снисхождении Благодатного огня, но их молитвы так и не были услышаны. Представители Иерусалимской православной церкви тоже усердно молились у закрытых ворот Храма. И в этот год Благодатный огонь впервые снизошел не в Кувуклии а через одну из мраморный колонн у входа в Храм, и расколов её зажег свечи в руках православного патриарха. Эту расколотую колонну до сих пор можно увидеть с левой стороны от входа в Храм Гроба Господня.