Кавказская тематика в трудах путешественников и ученых. Кавказ в трудах зарубежных и российских путешественников и исследователей

Статья посвящена рассмотрению деятельности российских и путешественников и исследователей по изучению и систематизации имеющихся сведений о красивейшем уголке России - Кавказе. Маршрутные описания и наблюдения дают возможность показать особенности исследуемых местностей Кавказского региона. Участники академических исследований и путешествий представляет важные материалы для углубленного изучения природных ресурсов, флоры и фауны. Особый интерес в освещении этой проблемы представляют труды европейских авторов.

Путешественники , исследователи , экспедиции , горские народы , кавказ

Короткий адрес: https://сайт/140206137

IDR: 140206137

Список литературы Кавказ в трудах зарубежных и российских путешественников и исследователей

  • Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских о Скифии и Кавказа. Т. 1. СПб., 1893. 355 с.
  • Тизенгаузен В. Г. Сборник мтеариалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т1. СПб.,1884. 588с.; Полиевктов М.А. Европейские путешественники XVII-XVIII вв. по Кавказу. Тифлис, 1935. 211 с.; Полиевктов М. А. Европейские путешественники по Кавказу (1800-1830 гг.). Тифлис, 1946. 153 с.; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. 636 с.
  • Книга Большому Чертежу. Ред. Сербина К. Н. М.-Л., 1950. 232 с.
  • Колчинский Э. И., Сытин А.К., Смагина Т.И. Естественная история в России. СПб., 2004. 241 с.
  • Копелевич Ю. Х. Иоганн Антон Гильденштедт (1745-1781). М., 1997. 125 с.
  • Баталин Ф. А. Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды. СПб., 1861. Ч. 1, 2. 303 с.
  • Тихомиров В. А., Софиано Г.А. 200 лет со дня смерти академика И.Г. Гмелина // Известия АН СССР. Серия геологическая. № 2. C. 130
  • Белковец Л. П. Иоганн Георг Гмелин, 1709-1755. М.: Наука, 1990. 144 с.
  • Pallas P. S. Zoographia Rosso-Asiatica. 1831.
  • Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. 1773. Кн. 1; 1786. Кн. 2. 571 с.; Паллас П. С. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 годах. Астрахань, 2008. С. 117,189.
  • Носкова О. Л. Иоганн Петер Фальк -последователь Карла Линнея в России//Известия Самарского научного центра РАН: журнал. Самара, 2007. В. 4. Т. 9. С. 1103-1106.
  • Бларамберг И. Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999. 241 с.; Халфин Н. А. Жизнь и труды Ивана Федоровича Бларамберга//Бларам-берг И. Ф. Воспоминания. М., Наука, 1978. 357 с.; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I. СПб.,1871. 656 с.
  • Фредерик Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Том 1. Пер. с фр. Н. А. Данкевич-Пущиной под ред. к. и. н. А. В. Фадеева. Сухуми, 1937. С. 93-165.
  • Андреев Г., Пестов В. Начало Альпинизма в России по материалам Ежегодника Русского Горного Общества. № 1-13. 1901-1913//http: alpklubspb.ru/ass/42. htm (дата обращения: 31.01.2012).
  • Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. СПб., 2007. 208 с.
  • Устав Общества любителей изучения Кубанской области//Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 1. Екатеринодар, 1899. С. 163-166;
  • Сысоев В. Об обществе изучения Кубанской области//Кубанские областные вести. 1896; Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 1-9. Екатеринодар; Краснодар, 1899-1925.
  • Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественноисторическом, географическом и антропологическом отношении. Вып. 2. СПб., 1913. С. 119.
  • Динник Н. Верховья Большого Зеленчука. Тифлис, 1899. С. 57.
  • Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественноисторическом, географическом и антропологическом отношении. Вып. 1. СПб.,1911; Вып. 2. СПб., 1913; Вып. 3. Киев, 1914; Вып. 3-4. Ставрополь, 1915; Вып. 4. Пг.,1915.
  • Горы Архыза//http://www.kchr.info/about_kchr/facts/#/about_kchr/facts/2932-arkhyz.html (дата обращения: 26.01.2012).
  • Гнучева В. Ф. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX в. // Тр. Арх. АН ССР. 1940. Вып. 4. С. 1-312
  • Шишкин В. С. Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России // Зоологический журнал. 1999. Т. 78. Вып. 12. С. 381-1395.
  • Кавказский этнографический сборник. Т. 1. М., 1955. С. 283-299.
Анисимов Сергей Сергеевич (1876,Фатеж, Курской губернии – 1948, Гагры).
Из всех титулов и отличий, его жизнеописание имеет полное право начинаться словами - Исследователь Кавказа. Но даже, если в начале этой фразы будет стоять определение – Великий – вряд ли это будет натяжкой.
Окончив в 1895 году Воронежскую гимназию с золотой медалью, Анисимов продолжил учебу на медицинском факультете Московского университета, когда после двух курсов понял, что в выборе будущей профессии он серьезно ошибся, и для всех знакомых неожиданно перевелся на юридический факультет петербургского университета, который и завершил в 1902 году, став адвокатом. С момента поступления в С-Пб университет Анисимов активно занимается участием в политической жизни города и страны – сходки, демонстрации, полулегальные беседы и лекции и даже поменяв место жительства, он не прекращает подобную деятельность.
В 1908 году он переезжает с семьей в город Днепропетровск и продолжает свою адвокатскую (и не только) деятельность. В 1913 году Анисимов, вместе с женой совершил путешествие по Сванетии. По его словам – этот очаровательный край он полюбил навсегда. Особенно ему нравились окрестности сванской «столицы» - Местии.

Свания – Сванетия. Уголок старой Местии

После революции Анисимов всецело отдается литературной работе. Тема? – Кавказ! Почти за 40 лет своей жизни он написал и выпустил более 30 книг. Среди них: «Военно-Грузинская дорога», «Военно-Сухумская дорога и курорт Теберда», «Военно-Осетинская дорога», «Черноморский Кавказ», «Кавказские минеральные воды», «Абхазские Альпы», «Сванетия», «Казбек»… «Картины Кавказа» - путеводитель, в котором пятую часть занимают рассказы на кавказскую тему, «От Кавказа к Эльбрусу», «путеводитель «Кавказский край», объемом в 400 страниц, который издавался трижды в 1924, 1927 и 1928 годах. После 1917 года, переехав в Москву, Анисимов активно включился в работу действовавшего в столице общества политкаторжан и политических ссыльных. Он стал активным участником создания Всероссийского Союза адвокатов (1905) и Трудовой народно-социалистической партии. С 1917 года Анисимов стал членом ее Центрального Комитета. В 1918 году он активный организатор «Товарищества изучения и распространения творений Л.Н.Толстого», в 1918-1922 годах являлся одним из руководителей издательства «Задруга» («Задруга» - частное издательское предприятие: газеты и журналы, детские журналы, отраслевые и профессиональные издания, каталоги, словари и справочники). Не малая доля политической активности Анисимова проявлялась в партийных сходках, демонстрациях. Трудно сказать сколько, но число его арестов было значительно, он сидел в различных тюрьмах, терпел не простую жизнь во время Тобольской ссылки. Как адвокат в качестве защитника выступал в политических процессах, некоторые из которых прогремели на всю Россию. Всего таких процессов было более 100, причем многие из них нашли отражение в книгах самого Сергея Анисимова. Тема эта сейчас мало кому интересна, и тем не менее, стоит назвать несколько из почти 20 отдельных изданий – «На пути к смерти» (1913), «Приговор» (1927), «Бунт в Тобольской каторжной тюрьме № 2» (1928), «Бессудная земля» (1929), «Тюрьма горит» (1930), «В судах Столыпина» (1931), «Как это было» (1931).
И казалось бы, где в этой круговерти политической жизни, найти время и место для «очарования горами»?! Нашлось. Каждое лето при первой же возможности Сергей Сергеевич уезжал в горы, обследовал ущелья Кавказа, намечал и проходил перевальные пути через Главный хребет, подходы к Эльбрусу и Казбеку. Знакомство Анисимова с Кавказом произошло в его студенческие годы. Впервые попав на Кавказ, он был настолько очарован всем увиденным, что в 1901 году выпустил брошюру «Вечный снег и лед», полную восхищения горной природой. Не проходило года, чтобы неутомимый краевед не приезжал на Кавказ – путешествуя в одиночку или в составе научных экспедиций, он побывал в самых отдаленных местах, не уставая удивляться красоте этого «заповедника мировой истории». И передавая свое восхищение тысячам читателей.
Особую благодарность он заслужил от Кабардино-Балкарии – его первой и главной любви, которой он остался верен до конца своей жизни. Помимо десятка книг, в большинстве своем целиком посвященных Республике и ее горам, он в 1934-1935 годах участвовал в организации школы Альпинизма РККА (Рабоче-Крестьянская Красная армия) в Терсколе на южном склоне Эльбруса, в создании методики массовых восхождений, читал курс орографии Кавказа для командного состава. Имена слушателей этой школы стали известны всей стране в 1942 году, когда они встали на пути фашистов на перевалах Эльбруса. А это второй центр притяжения для Анисимова – Кавказский Эльбрус. («Эльбрус днем». 1898-1908 Художник: Куинджи Архип Иванович)

Он прекрасно понимал, какую роль может сыграть туризм в воспитании граждан молодой страны Советов. Один за другим издавались путеводители Анисимова, вооружая туристов необходимыми знаниями. В 1930 году в серии путеводителей С.С.Анисимова была выпущена книга «Военно-Сухумская дорога. Курорт Теберда» - первое детальное описание маршрута, считавшегося долгое время наиболее сложным из всех организованных на Кавказе туристских маршрутов.

Верхнее озеро под Клухорским перевалом

Это было время, в котором к туризму наиболее активно приобщались рабочие, студенты, ученые. Только в Москве в 1930 году было создано 400 (!) туристских ячеек (прототип секций туризма). Так что выход путеводителей Анисимова был весьма кстати. Каждое лето С.С.Анисимов при первой же возможности отправлялся на Кавказ, методично исследуя возможные туристские маршруты, достопримечательности природы, памятники истории и обычаи местных жителей. Его книги проникнуты любовью и уважением ко всему, с чем путник соприкасается в горах. Он организовал и провел 14 экспедиций по Кавказу, совершил восхождения на Эльбрус и Казбек. Начиная с 1927 года, его кавказские путеводители иллюстрирует дочь Татьяна, художница, с детства увлеченная горами. Она сопровождала отца во многих путешествиях и впоследствии часто приезжала в Сванетию и Приэльбрусье рисовать любимые горы и портреты горцев. С.С.Анисимов стал в Сванетии своим (в полном и правильном понимании этого слова). В то время Сванетию с остальным миром соединяла трудная и опасная тропа вдоль реки Ингури. Для новой жизни нужна была дорога, и она была построена при активном содействии Сергея Сергеевича Анисимова. С.С.Анисимов был прекрасным лектором и рассказчиком. Его часто приглашали для выступлений на туристских вечерах и собраниях. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (ему уже было 65 лет) регулярно выезжал на передовую, где рассказывал защитникам Москвы о героической истории Родины. В день своего 70-летия был награжден Почетной грамотой Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР. В ней говорилось: «Развитие туризма в СССР тесно связано с именем писателя-географа С.С.Анисимова. Многие годы своей жизни товарищ Анисимов посвятил делу изучения и описания нашей Родины. Его многочисленные справочники, путеводители и другие труды по Кавказу были теми пособиями, на основе которых советские туристы и альпинисты прокладывали свои первые пути в горах и строили планы своих восхождений. Товарищ Анисимов известен среди наших туристов и альпинистов как увлекательный докладчик и как активный общественник, вложивший немало труда в дело подготовки кадров инструкторов, руководителей и экскурсоводов».


Одна из прижизненных, книга Сергея Сергеевича Анисимова. В книге представлен судебный процесс по уголовному делу «О захвате революционерами линии Екатерининской ж.д.в декабре 1905 года».

Удивительно, и в большей степени печально, что имя этого человека сделавшего очень много для популяризации Кавказа в целом и в частности Кабардино-Балкарии, сегодня практически никому (за исключением библиографов) не известно. Забыт он сам, забыты его многочисленные книги, не переиздававшиеся долгие десятилетия. И это несмотря на то, что многие их страницы написаны пером образным, они эмоциональны и искренни, продиктованы восторгом перед красотами родного края. Через всю свою жизнь, которая пришлась на переломное в истории России время, С.С.Анисимов пронес возвышенную любовь к Кавказу – «краю, где можно созерцать нетронутую красоту природы, где можно найти богатейший материал в области исследования всех естественно-исторических наук, где на небольшом относительно пространстве, перед путешественником проходят все стадии жизни человека на земле». Можно поражаться тем, насколько скуден имеющийся материал о биографии самого путешественника-писателя, хотя умер он всего каких-то 65 лет назад. Удалось обнаружить только одну статью («Связь времен» - альманах «Ветер странствий», 1985), написанную в наше время, автор которой – известный турист Николай Бондарев тоже не находил ответа на вопрос, почему имя знаменитого путешественника оказалось вычеркнуто из современной истории. После его статьи прошло уже более двадцати лет, а труды географа так и не пришли к читателю. Нам не повезло – не удалось найти ни одной прижизненной фотографии великого путешественника, по этой причине в настоящем обзоре нет его фото.
А вот на вопрос - почему же так произошло? – сейчас вряд ли найдется ответ. Какая то составляющая, закрывавшая путь к его книгам, конечно существовала. Но очищенные от шелухи, писания Анисимова, только выиграли бы. Может, имелся какой-то запрет на упоминание имени Анисимова? Или идеологическая составляющая, закрывшая путь его книгам в наше время? Последняя, конечно, была, но очищенные от ее шелухи, труды краеведа, написанные в 30-е годы прошлого века, все же создают впечатление, что в них много притянутых политических вставок в поэтическом тексте, много здравиц и возвеличивания советского строя и его вождя. Но не будем зря все это говорить - без подобного обрамления этим работам в те времена был заказан путь к читателю. Все свои работы по Кавказу Сергей Анисимов своеобразно делил на разделы, относя к началу такого деления художественные и художественно-географические очерки о высокогорных областях затем – научные работы, явившиеся результатом экспедиций в Сванетию (1928–29) и Северную Осетию (1936) третий раздел – работы научно-описательного характера (статьи для энциклопедий и справочников) затем – научно-популярные книги отдельно – опыты научно-популярной обработки общего путеводителя по региону и отдельным районам и к шестому последнему – популярные географические монографии с маршрутами. И в каждом из этих направлений он преуспел – общий объем выпущенных им работ, причем без учета более 60 статей в журналах «Всемирный турист», «Огонек», «На суше и на море» и ряда других, превышает 220 печатных листов. Кто хоть как то понимает, что это означает, так мы утвердительно скажем - это шесть-семь полновесных томов!
В годы Великой Отечественной Войны (в 1942 году) вышла географическая монография С. Анисимова «Путешествие П. А. Кропоткина», за которую ему была присвоена степень кандидата географических наук. Его доклады «Классики о немцах» регулярно печатались в фронтовой печати и заграничных изданиях. После смерти писателя в 1952 году в «Детгизе» была опубликована только одна его работа – книга «Путешествие П. А. Кропоткина. 1862–1867 гг.», сданная в печать в …1948 году.
Из обилия всего написанного и изданного до начала Великой Отечественной Войны на родине С.С.Анисимова изданы две монографии: «Путешествия П.А.Кропоткина» (М., 1943 г.), совместно с И.В.Ильинским - путеводитель «Ясная Поляна» (М.-Л., 1928 г.), да журнал «Огонек» в юбилейном номере 1986 года опубликовал статью из архива Анисимова о Блоке – «Россия не стерпит».

К сожалению, русские источники XVI—XVII вв. дают значительно меньше сведений о трудовом населении фео-дальных владений, о формах его эксплуатации. Здесь анализу должны быть подвергнуты такие термины русских документов, как «черные люди», «пахотные люди», «деловые люди», «холопы».

Русские документы открывают интереснейшую возмож-ность восстановления норм обычного кабардинского права, бытовавших в XVI—XVII вв. Русские воеводы Терского города сталкивались в своей деятельности с «обычаями» местных народов и должны были в какой-то степени с ними считаться. Особенно тесно было общение администрации Терского города с Кабардою и с населением так называемой Черкасской слободы, возникшей у стен крепости и населенной кабардинцами. В документах привлекают внимание прямые ссылки на кабардинское обычное право, которые даются в разной форме: при передаче слов кабардинцев — как ссылки на «наш обычай» или в отрицательной форме — чего «в Черкасех... не ведетца»; в сообщениях русских людей о кабардинцах — как ссылки на «их свычай», «их обычай», на поступки, совершенные «по черкасски» (черкасами русские документы XVI—XVII вв. называют как адыгов вообще, так и кабардинцев). Сопоставление кабардинских «обычаев», отразившихся в русских источниках XVI—XVII вв., с позднейшими данными XVIII в., с записями кабардинских адатов, сделанными в первой половине XIX в., с практикой применения их в первой половине XIX в. в Кабардинском временном суде не оставляет сомнения в том, что русская администрация Терского города присматривалась к обычному праву нерусского населения, поддерживая соблюдение тех его норм, которые укрепляли положение местных феодалов.

Но кроме использования прямых ссылок источников на кабардинские «обычаи» возможен и другой путь изучения русских документов для восстановления норм обычного права XVI—XVII вв.: документы содержат сообщения о ряде фактов из внутренней жизни кабардинского народа, которые нередко получают разъяснения опять-таки при сопоставлении с позднейшими записями адатов.

Некоторые категории документов материалов северокавказских серий фонда Посольского приказа должны привлечь особое внимание местных историков и языковедов Дагестана и Кабарды. Каждое посольство от северокавказских владельцев везло в подарок московскому царю и царевичам по несколько коней. Уже по осмотре их в Терском городе воеводы сообщали в Москву об их количестве и приметах, тщательно копируя в своих отписках стоявшие на лошадях тавры-тамги. Они нередко воспроизводились второй раз в астраханских отписках, иногда в третий раз — при передаче коней из Посольского в Конюшенный приказ. Таким образом, документы Посольского приказа позволяют составить коллекцию тамг дагестанских и кабардинских владельцев на одно-два столетия древнее зарисовок Гильденштедта.

Большой интерес представляют документы, исходившие от местных владельцев и писанные на восточных — тюркских, татарском и персидском языках. Даже тогда, когда они сохранились не в подлинниках, а лишь в современных (XVI—XVII вв.) русских переводах, они не теряют своего значения местных источников. Но систематический просмотр фонда Посольского приказа обнаруживает и подлинники — около двух десятков «листов» кумыкских владельцев Дагестана XVII в. и большое количество кабардинских. Чаще всего это грамоты и челобитные владельцев, адресованные в Москву, иногда местным воеводам — астраханским и терским. Но попадаются документы и иного характера, вроде перехваченной терскими воеводами в 1636 г. переписки эндерейского владельца с ногайскими мурзами. Эти документы требуют специального изучения не только по содержанию, но и с лингвистической и палеографической сторон. Особо можно упомянуть об отпечатках печатей на подлинных «листах», всегда привлекавших внимание московских дьяков как материал для выяснения зависимого или самостоятельного положения владельца печати.

О «вольных обществах» Северного Дагестана знания администрации Терского города были сбивчивы. Но русским служилым людям были довольно хорошо известны районы Чечни и Ингушетии, частью по посольским путешествиям в Закавказье, частью по военным экспедициям в горы, частью по сношениям с платившими в Терский город «медвяный ясак» горскими племенами; разнообразны были связи с ними гребенских казаков.

Особую задачу составляет расшифровка русифицированных названий чеченских и ингушских племен и интерпретация переданных в русских документах сведений о населенных пунктах, о «начальных людях» — старшинах. Здесь основной прием изучения — опять-таки сопоставление с более подробными известиями источников XVIII—XIX вв., с одной стороны, с местными преданиями — с другой. Круг сведений об осетинах, балкарцах и карачаевцах в русских источниках XVI—XVII вв. невелик. Но при скудности данных каждое сообщение ценно.

В отношении западных адыге один вопрос их внутрен-ней жизни в изучаемый период поддается изучению на основании русских документов — их племенное деление и занятая племенами территория. Здесь опять-таки мы стал-киваемся с русифицированными формами племенных названий.

Выше, при ссылках на приемы использования русских архивных документов для характеристики социально-экономических отношений у северокавказских народов, постоянно указывалось на необходимость обращения к источникам XVIII—XIX вв. для понимания терминов, географических названий, норм обычного права и т. д.

Круг этих источников чрезвычайно обширен: это и труды путешественников, и описания официального и полуофициального характера, выполненные служившими на Кавказе русскими военными или гражданскими чиновниками, архивные фонды, отложившиеся в учреждениях местных кавказских и центральных, наконец, работы, которые соединяли личные наблюдения с исследованием. Ориентировку в этом разнообразном материале облегчают подробнейшие обзоры М. О. Косвена и две появившиеся в последнее время публикации, груды советских исследователей, привлекших русские архивные и местные источники.

Для изучения социально-экономических отношений у северокавказских народов большое значение имеют известия западноевропейских путешественников, проезжавших через Северный Кавказ и Дагестан в Закавказье или живших по служебным своим обязанностям в Крыму. Они сообщают ряд драгоценных для нас наблюдений о занятиях, обычаях, быте местного населения. Употребляемые ими социальные термины требуют, как и термины русских источников, расшифровки, например, термин «сервы» для трудового населения Черкесии у итальянца Интериано, писавшего в конце XV — начале XVI в. Западноевропейские известия о Северном Кавказе привлекались исследователями в большей степени, чем русские архивные документы XVI-XVII вв.

Аида. 2. Остров в Греции, посвященный богу Гелиосу, лучезарному богу солнца. В золотой колеснице, выкованной богом Гефестом, запряженной четверкой крылатых коней, восходит Гелиос из пучин Океана и, обойдя весь небесный свод, опускается к вечеру на западе в холодные воды того же Океана. По преданиям греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что олимпийские боги при дележе власти ничего ему не дали. На острове этом было главное изображение Гелиоса - колоссальная статуя, вошедшая в историю в качестве одного из семи чудес света. Здесь, на острове, происходили торжества в честь Гелиоса - состязание в беге колесниц и низвержение с большой высоты в море четверки жертвенных коней. 3. Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. Внимая его пению, все забывали об окружающем. Дикие звери под звуки его кифары стекались из дремучих лесов и покорно ложились у его ног, даже неодушевленные камни под звуки его песен приобретали способность двигаться. Женой певца была нимфа Эвридика. Велико было их счастье, но недолговечно: Эвридика была укушена змеей и умерла. В страшном горе певец, взяв в руки свою неразлучную кифару, отправился с твердым намерением упросить царя подземного царства Аида вернуть ему любимую. Рассказ его о страстной любви и его песни заставили прослезиться от умиления самого Аида. Он разрешил певцу увести обратно на землю тень Эвридики. Нарушение условия, поставленного Аидом (певец не должен был оглядываться на идущую за ним тень жены), привело к тому, что тень Эвридики, плача и стеная, безвозвратно отлетела в мрачное подземное царство. Велика была скорбь певца, который с той поры не обращал никакого внимания на окружающих женщин. Однажды, справляя празднества в честь Диониса, толпа исступленных женщин растерзала на части тело неутешного певца. Тень его отошла в подземное царство, и теперь уже ничто не разлучало его с тенью милой супруги. Боги же в память о нем поместили его золотую кифару на небе, откуда сияет она будто бы и поныне под названием созвездия Лиры. 4. Вечно юные девы, вскормленные пищей богов амброзией, почитавшиеся в Древней Греции и богами и смертными. Грациозные и сильные, умеющие в случае надобности сделаться невидимыми, жили они в тихих долинах и гротах, проводя время в играх и плясках, плескаясь в воде и оглашая смехом и песнями окрестности. Если кому-либо из высших олимпийских богов случалось посещать места, где они жили, они сопутствовали им: с Артемидой они охотились, с Дионисом веселились, сопровождая его свиту веселым хороводом. Греки воздвигали в их честь великолепные жертвенники, в которых справляли свадебные обряды. Всю природу греки заселяли их ласковыми образами. Различали их по местопребыванию: в горах - ореады, в лесах и рощах - дриады, в морях - нереиды, у ручьев и водных источников - наяды. Последние пользовались особенным почетом и уважением в маловодной Греции, где всякий источник имел большое значение. 5. Одно из первичных божеств греческой мифологии. По Гомеру, он прародитель всего существующего, он же родоначальник всех богов. Он породил все реки, источники и моря. В состав его многочисленной семьи, местожительством которой по мифам был крайний восток, входят божества всех водных бассейнов, источников и рек - все, что олицетворяет собой водную стихию. В позднейшей мифологии с его именем связывалось представление о колоссальной реке, обтекающей всю землю. 6. Могучая дочь Океана, самая знаменитая из рек, отделяющих от всего живого мрачное царство Аида, катит она свои черные воды среди безмолвной долины. Сами бессмертные боги Олимпа призывали имя этой страшной реки в свидетели своих клятв. Итак, если правильно отгадали и вписали в меньшие круги эти шесть слов, то из их начальных букв в большом круге сложилось имя всемогущего бога времени, встречающееся в виде корня во многих словах, относящихся ко времени и по наши дни.

Раздел 4. Кубань XVII – XVIII вв. в памятниках словесности, в трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.
Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами, отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

- мультимедийное оборудование;

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
^ 1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

2 шаг.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории, географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?

- из каких источников мы можем узнать об историческом, территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока, о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

^ Учащиеся заполняют графы таблицы.

^ II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях, затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

^ Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:


^ ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

^ В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов, принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. ^ Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

ДА НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ .
Ответ: ^ НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то, что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

^ Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание

2. Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения