Конспект внеурочного занятия в начальной школе на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п. Пятидорожное»

(МБОУ « СОШ п. Пятидорожное»)

Конспект урока

по предмету «окружающий мир»,

Тема урока: «Моя малая родина».

Учитель МБОУ « СОШ п. Пятидорожное»: Селиванова Елена Андреевна.

Тема урока: «Моя малая родина».

Цели: закрепить понятия «Родина», «малая родина», расширить знания детей о родной области, ее прошлом, истории ее образования.

Задачи:

Формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание обучающихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

Содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

Развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

Прививать навыки поисковой исследовательской работы;

Выражать свои эмоции и чувства.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные:

Способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные:

Умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию.

Коммуникативные:

Контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

1. О.Н.У. Приветствие

2.Актуализация знаний

Видеофильм «Моя Россия» (1куплет и припев)

Посмотрите фрагмент видеоролика, подумайте, о чем этот фильм?

Ребята, о чем этот фильм?

А что для всех нас Россия? (Родина)

А что такое Родина?

Мы все с вами живем в стране, которая называется Россия. Это наша Родина. А мы - россияне! Россия - огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми, ее богатствами.

Посмотрите на картинки, фотографии, которые расположены на доске. Выберите все то, что Вы связываете с Россией.

3. Постановка учебной задачи

Изучение нового материала

В такой большой стране как Россия у каждого из нас есть то место, тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом, школа, где так много знакомых и уже родных друзей.

Ребята, как можно назвать это место, этот уголок? (Моя малая родина)

Давайте разберемся, что же такое моя малая родина?

Что обозначает слово «моя»?

МОЯ - потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ - потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА - потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

А для нас с вами, что является малой родиной?

Словом, малая Родина у каждого своя!

Работа с картой. Калининградская область - самая западная точка нашей Страны.

Назовите тему сегодняшнего урока.

Определите цели и задачи урока, опираясь на таблицу.

Узнаем понятие «малая родина» и расширим знания о Калининградской области.

Научимся составлять визитную карточку Калининградской области.

Кто знает, что такое визитная карточка?

Визитная карточка - это представление кого-либо или чего-либо. Мы будем представлять Калининградскую область.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это - березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

4. Исследовательская работа по группам.

Я предлагаю нам всем больше узнать о нашей малой родине - о Калининградской области.

Для этого мы поработаем в группах, для того чтобы составить визитную карточку Калининградской области.

Распределение на группы.(по рядам)

1группа - работа с текстом.

2 группа - работа с картой.

3 группа - работа с раздаточным материалом.

Каждая группа должна заполнить свои маршрутные листы, а спикеры групп представляют результаты исследования всей группы.

5. Презентация работ групп.

Ученый, лингвист Дмитрий Лихачев писал так: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».

Представьте, что мы с вами одна большая семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье доброта, а вам?

уважение

понимание

Вот мы и построили дом, в котором царит любовь и тепло. Соберите в ладошки свое тепло. Пусть его будет очень много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

6. Игра «Падающая звезда».

В народе есть такое поверье, если загадать желание при падающей звезде, то оно обязательно сбудется. Вот я бы загадала, что бы наша малая родина процветала, чтобы к нам приезжали гости из других стран и восхищались бы ею.

А какое желание вы бы загадали, для нашей малой родины - Калининградской области.

7. Рефлексия.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

Что научились составлять?

Игра «Горящий стул».

8. Домашнее задание.

Составить визитную карточку улицы, на которой вы живете.

Итоговое занятие для младших школьников «Посёлок Анна - любимый сердцу уголок!»

методист МКУДО Аннинского ДТ.
Форма проведения: итоговое интеллектуально - познавательное путешествие.
Цель: обобщить представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы, показать природные богатство малой Родины.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с правилами поведения в природе;
- прививать интерес к изучению родного края, его природным достопримечательностям;
- познакомить с разнообразием растительного и животного мира Аннинского района.
Воспитательные:
- формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе, любви к родному краю;
- формирование стремления к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, активности, воображения, мышления.
Оборудование: карточки с иллюстрациями животных и растений, дидактический набор «Экологические правила», выставка рисунков «Моя любимая Анна!», слайдовая презентация, мультимедийное оборудование, набор карточек для творческой работы, оборудование для полян, подарки - фотоальбомы.
Форма проведения занятия: игра-путешествие.
Место проведения: МКУДО Аннинский ДТ.
Участники мероприятия: ведущие, Фея леса, обучающиеся младшего школьного возраста.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, меня зовут Павел.
Ведущий 2: А меня Маша!
Ведущий 1: Давайте с вами познакомимся, чтобы отправиться в путешествие. Передавайте клубочек друг другу и называйте своё имя. Игра «Давайте познакомимся».
Ведущий 2: Какое название носит наш посёлок? А почему именно Анна? (Ответы детей и подведение итогов). (Слайд №1)
Ведущий 1: (Слайд №2)
Это было давным - давно, когда великий император Пётр I решил под Воронежем построить флот, для которого нужен был лес. В наши леса были посланы люди для заготовки ясеня на вёсла кораблей. Они стали селиться по правому берегу Битюга. Слово «Анна» произошло скорее от тюркского слова «анна», что значит «ольха», «высокий куст».Хотя есть и другие версии возникновения названия «Анна».
Ах, Анна, Анна, мой посёлок,
Моя любовь и боль моя,
В низинах стройный ряд ветёлок,
В них на рассвете ветер звонок,
В садах - раскаты соловья.
Я описать тебя в не силе,
Я лишь одно сказать могу!
Милее нет тебя, красивей,
Ты лучший уголок России
На древних склонах к Битюгу…

Ведущий 2: На прошлом занятии мы знакомились с архитектурными памятниками, историческими местами нашей малой Родины.
Ведущий 1: А сегодня поговорим о самом прекрасном – о природе нашего края. Давайте посмотрим, какая она, наша родная природа. (Слайд № 3, 4, 5, 6)Туман над рекой, заснеженный лес, лесные просторы – всё это чудо, которое заставляет нас восхищаться одним своим видом. У каждого из этих чудес природы своя жизнь, свои секреты.
Ведущий 2: Одно из самых загадочных и прекрасных творений нашей планеты – лес. Он славится своей красотой и щедростью. Если пойти в лес - встретит нас цветами, одарит грибами, орехами, ягодами, укроет от зноя листвой. Наши леса сказочно красивы, их красота меняется вместе со сменой времён года, сменой дня и ночи.
Ведущий 1: Давайте возьмёмся за руки и оправимся в лес. (Фонограмма шума леса, голоса птиц)
Дошколёнок рассказывает стихотворение.
Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Дошколята встречаются с Феей леса.
Ведущий 2: Добрый день, мы Вас не потревожили?
Фея леса: Здравствуйте, конечно нет, я - Фея леса и очень рада всем гостям, если они, конечно, умеют себя хорошо вести в лесу.
Ведущий 1: Мы сейчас проверим, знают ли наши ребята правила поведения в природе. Я буду говорить вам действия, если вы с ними согласны, отвечайте "да", если не согласны, говорите "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор соберу,
И домой с собой возьму? (да)
Фея: Молодцы, я вам с удовольствием открою все загадки леса. Присаживайтесь на полянке. (Первая поляна «Лекарственные растения»)
Ведущий 2: Что вас окружает?(Вокруг выставка лекарственных растений)
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Ребята, если вы заболели, ваши родители лечат вас лекарственными травами. Их можно применять в виде настоек, отваров, примочек, компрессов, травяных ванн.
Фея: Я расскажу вам, какие лекарственные растения есть в наших лесах и как их используют. (Слайд № 7)
Шалфейцветет многочисленными фиолетовыми цветами, собранными в соцветия. Шалфей улучшает память, повышает работоспособность. Это трава долголетия.
Календула(Слайд № 8)- самый популярный цветок на дачных участках и клумбах. Его народное название ноготки знакомо всем.Из цветов календулы делают настойки и мази, отвары используют для примочек. Она обладает сильным ранозаживляющим действием. Облепиха(Слайд №9) растёт не только в лесах, но и в садах аннинских жителей. Это колючий кустарник и свое название получил из-за большого количества ягод, плотно прилегающих к ветке. В каждой ягоде много витаминов. Очень полезен чай и сок из облепихи, а масло облепихи хорошо помогает при ожогах.(Слайд №10)В древние времена знахари готовили целительный отвар из мать – и – мачехи, вылечивающий людей от кашля, простудных заболеваниях, бронхитах. Капли из ее отвара вылечат самый сильный насморк.
Фея: А теперь отгадайте мою загадку. Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети «Ах!»
Вот лекарственный полковник-
А зовут его –……шиповник! (Слайд №11)
Плоды шиповника - бесценный источник витаминов.Как и облепиха,поможет при серьезной простуде, бронхите и воспалении легких.А сейчас давайте вдохнём ароматный запах (Фея разносит всем мяту перечную). Что это за растение? (Ответы детей)(Слайд № 12) Мята помогает при всевозможных воспалениях, болях в сердце, пищевых отравлениях.Мятное масло устраняет мышечные боли после тяжелой физической нагрузки, её отвар снимает зубную боль и зуд от укуса насекомых.Мятные капли прекратят тошноту и головокружение.Фея: Ребята, скажите, пожалуйста, когда вы летом неожиданно падаете с велосипеда, какой листик мама прикладывает к разбитой коленке?(Подорожник,детям можно помогать, произнося первые слоги слова)(Слайд №13)Свежие листья подорожника применяются для остановки кровотечения из ран.
Ведущий 1: Я чувствую приятный запах (на поляне развешаны засушенные букетики чабреца). Кто знает, что это за трава?
Фея: (Слайд №14) Чабрец - чемпион среди пахнущих растений, его запах забыть невозможно.Свежим растением лечат кожные заболевания. Чабрец заживляет раны, снимает боль, а ванна с чабрецом восстановит силы и очистит кожу.
Ведущий 2: Фея, оказывается, так много лекарственных трав в наших лесах!
Фея: Вы можете летом насладиться красотой лекарственных растений и вместе с родителями их заготовить.
Ведущий 1: Давайте представим, что наша кукла Таня заболела. У неё …(назвать разные заболевания, которые лечатся травами, представленные в презентации). Поднимите карточку с лекарственной травой, которая поможет кукле Тане вылечиться.
Проведение игры «Наша кукла заболела» и подведение итогов.
Ведущий 2: Прежде чем отправиться в путь, давайте проведём физкультминутку.
Медвежата в чаще жили, вперевалочку ходили,
Медвежата мёд искали, деревцо своё качали.
Медвежата в чаще жили и из речки воду пили.
Ведущий 1:Как хорошо бродить по лесу, вдыхать неповторимый, целебный лесной воздух, напоенный ароматом трав и хвои!
(Фонограмма звуков, издаваемых животными)
Фея: Как вы думаете, о ком я вам сейчас расскажу? (Ответы детей) Я приглашаю вас на поляну «Эти забавные животные», чтобы познакомить с животными, которые обитают в лесах, озёрах, на болотах Аннинского района. Будьте внимательнее.(Слайд № 15 - 22)
Ведущий 2: Фея приготовила для вас задание после просмотра презентации.
(По слайдовой презентации Фея знакомит с представителями лесов, озёр, болот)
Ведущий 1: Я предлагаю вам игру «Лес, болото, озеро». Послушайте правила: перед вами три зоны (оформлены в виде леса, болота, озера). Когда я называю представителя животного мира, вы должны подумать и подойти к той зоне, где обитает данный представитель. Проведение игры и подведение итогов.
Ведущий 2: На занятиях вы знакомились с Воронежским и Новохопёрским заповедниками. А в нашем Аннинском районе есть заповедник «Бабье озеро».
(Слайд №23)
Ведущий: Именно с птицами связана версия происхождения названия Бабьего озера. Ещё полтора века назад этот водоём был домом для многочисленных представителей пернатого мира. На озере обитали не только красавцы лебеди, но и экзотические для России пеликаны. В народе бытовало название пеликанов «баба-птица», именно оно дало повод назвать озеро Бабьим.
Ведущий 1: В России есть Красная Книга, где занесены редкие и исчезнувшие животные и растения. Несмотря на это, их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Вы на занятиях по окружающему миру учитесь беречь и заботиться о природе! Давайте проверим, как вы справитесь со следующим заданием. (Ведущий раздаёт карточки, где изображены дети с разными действиями: рвут цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, ловят насекомых, разоряют муравейники, бросают мусор, поливают цветы, поливают саженцы молодых деревьев, берегут воду, строят птичьи гнёзда, подкармливают птиц.
Ведущий 2: Поднимите карточку, что можно делать с природой. (Подведение итогов)
Ведущий 1: А теперь посмотрите на оставшиеся карточки и запомните: так делать НЕЛЬЗЯ!
Ведущий 2 : Многие люди посвящают свою жизнь охране леса, борьбе с браконьерами, заботе обо всех лесных жителях. Благодаря их труду, их ответственности, любви к своей нелёгкой профессии, к лесу, жизнь продолжается – жизнь леса и жизнь людей. Я приглашаю (И.Ф. ребёнка). Они приготовили рассказ о папе и дедушке, чья профессия тесно связана с охраной природы нашего района.
Фея: Я рада, что наша природа находиться в надёжных руках!
__________ читает стихотворение
В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков -
Разве не чудо?
Ведущий 1: Перед вами обычный лист (ватман) Давайте вместе с вами из него сделаем красивый лес и представим, что мы там можем увидеть. (Дошколятам предлагается наклеить карточки деревьев, лекарственных трав, птиц, насекомых, млекопитающих, рыб, ягод) Ребята вместе с ведущими и Феей выполняют творческую работу.
Фея: Наша русская природа полна чудес и загадок. У писателяК. Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».
Ведущий 2: Давайте будем бережно относиться к нашей малой Родине, защищать ее, чтобы могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, моя Россия!» (Слайд №24)
Ведущий 1: А на память о нашем путешествии мы подарим фотоальбом с нашими природными достопримечательностями.

ЛО ГКУ «Сланцевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа».

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР и.о. директора Н.М. Степанова

А.С. Михайлов______________ ____________________________

«_____»_____________ 2014 г. «_____»___________ 2014 г.

Открытый урок: «Моя малая Родина».

«С нами всегда наша малая Родина - наш благодатный исток».

Учитель истории и обществознания – Т. М. Буянова

Старший воспитатель – А.Ю.Дорошенко

г. Сланцы

Цель : формирование понятия «малая Родина», чувства любви к ней, сопричастности к её истории, культуре.

Задачи:

    познакомить учащихся с историей районов Ленинградской области;

    развитие у учащихся познавательных интересов к истории и культуре родного края;

    формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей;

    совершенствовать умения, навыки работы с географической картой, дополнительной литературой;

    расширять кругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения;

    способствовать формированию творческого подхода при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий;

    стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности;

Техническое оборудование урока:

карта Ленинградской области, музыкальное сопровождение, презентация, видеофильм: «Родник», Конституция РФ, лучшие сочинения и рисунки обучающихся на тему «Моя малая Родина»

Эпиграф урока:

« С нами всегда наша малая Родина - наш благодатный исток».

Приглашённые:

Почётный гражданин, ветеран здравоохранения Сланцевского района - Зеленцова Галина Михайловна;

Ветеран МВД, помощник депутата Государственной Думы РФ Комоедова В.П. - Андреев Виктор Аполлонович;

Заслуженный учитель школы РФ, с 1987 – 2013 гг. директор Сланцевской специальной общеобразовательной школы закрытого типа - Иванов Михаил Григорьевич;

Отличник народного просвещения СССР, Председатель Совета педагогов - ветеранов Сланцевской специальной школы- Евгеньева Екатерина Дмитриевна.

Подготовительные мероприятия к открытому уроку: «Моя малая Родина»:

Наименование мероприятия

ответственные

Выпуск общешкольной газеты: «Моя малая Родина»

Л.П. Ризаева,

Т.М. Буянова,

школьная редколлегия.

Сочинение: Моя малая Родина»

А.Ю. Дорошенко, воспитатели.

Конкурс рисунков:Моя малая Родина».

Л.П.Ризаева, воспитатели

Беседа « Малая Родина».

Ю.В. Шилова городская детская библиотека

Экскурсия по историческим,культурным, православным местам Гатчинского района.

Е.Б. Коновалова,

Н.В. Семёнова.

Место проведения урока :

Читальный зал школы.

Оформление:

-Карта Ленинградской области, эпиграф открытого урока: «С нами всегда наша малая Родина – наш благодатный исток», рисунки обучающихся.
Обучающиеся рассаживаются по районам Ленинградской области, откуда они прибыли в школу.

Ход урока:

Буянова Т.М.

Презентация кадр1

Сегодня, 1 сентября, во всех школах страны проводятся открытые уроки по теме «Моя малая Родина».

К нам на урок пришли: (представление приглашённых)

-Ребята, а что называется малой Родиной? (выслушиваются ответы обучающихся).

Дорошенко А. Ю.

Моя семья, мой дом с этого начинается малая Родина. Каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, полю. Множество пословиц сложено нашим народом о Родине.

-Вспомните и назовите их (обучающиеся называют пословицы).

(Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодился.) Теперь вы понимаете, как бережно относился русский народ к своей Родине.

Буянова Т.М.

Жизнь разбрасывает людей по многим уголкам Земли.

Но, где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас к себе. Малая Родина есть у каждого человека. Это как ручейки, которые, сливаясь, создают нашу великую Родину- РОССИЮ.

Кадр 2.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, патриот России. В Конституции РФ сказано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - главный закон страны.

Гордитесь своей Родиной и людьми, прославляющими нашу страну. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

Звучит песня «Как мне тебя не любить» Сл. Г. Ляховой, муз. Н.А.Шугалей.

Кадр 3 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия.

Эти леса и поля,

Эти просторы земные!

Кадр 4 Звёздных небес глубину,

Кадр 5 Зимний искрящийся иней,

Кадр 6 Белых берёз хоровод,

Озеро в платьице синем.

Кадр 7 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия,

Ты сыновей родила

И, согревая, растила.

Кадр 8 Ты и вольна, и сильна,

Столько врагов победила!

Им никогда не понять,

В чём же была твоя сила.

Кадр 9 Как мне тебя не любить,

Милая сердцу Россия!

Я возвращаюсь к тебе,

Где бы судьба не носила.

Кадр 9 И на душистом лугу,

Радуясь каждой травинке.

К дому родному иду

С детства знакомой тропинкой.

А.Ю. Дорошенко.

Мы живём с вами на Ленинградской земле. Нас более полутора миллионов 31 национальности. В Ленинградской области 17 муниципальных районов.

Кадр 12

Древнейшим поселением является Старая Ладога.

Каменными стражами северо - западных рубежей нашей Родины являются:

Кадр 13

Корела (Приозерский район),

Кадр 14

Орешек (Шлиссельбург),

Кадр 15

Копорье (Ломоносовский район),

Кадр 16

Ям, Ивангород (Кингисеппский район).

Кадр 17

Т.М. Буянова

Вы проживаете на территории разных муниципальных районов, в разных городах, поселках, деревнях и все очень любите свою малую Родину. Это мы узнали из написанных вами творческих работ. Отрывки из лучших сочинений.

Асютин Дима

Моя малая родина - город Тихвин. Здесь я родился и вырос, с ним у меня связано много счастливых воспоминаний. Это один из самых красивых городов Ленинградской области. Славится наш район мужским монастырём, в котором находится чудотворная икона Божьей Матери. Много воспоминаний детства храню я в своей памяти. Однажды с папой и мамой мы катались на лодке по прудам речки Таборы. Рядом проплывала лодка с семьей. Среди взрослых находился маленький ребёнок. Родители начали ссориться, лодка перевернулась и ребёнок выпал из нее. Я бросился в воду и спас мальчика, он был без сознания. Вспомнил. как учили меня в школе оказывать помощь утопающим. Я положил мальчика животом на колено, немного встряхнул. Он кашлянул, выплюнул воду и пришёл в себя. После этого случая наши семьи подружились.

Сейчас я нахожусь в Сланцевской специальной школе. Я люблю её, потому что в ней перевоспитывают трудных подростков, делая нас хорошими людьми. Здесь работают отзывчивые, добрые, педагоги. Именно здесь я узнал, что такое доброта, трудолюбие.

Вира Артём

Малая Родина - это место, где человек, может спокойно выражать свои чувства, где ему легко и хорошо. Это место не обязательно может быть местом твоего проживания или рождения. В этом месте ты можешь быть один, или несколько раз, н о , все равно, считать его своей малой родиной Своей малой родиной я считаю Сланцевский район.

Некрасов Андрей

Кадр 18

Своей малой Родиной я считаю деревню Кривцово в Тверьской области. Там живут мои бабушка и дедушка, дяди и тёти. Бабушка учила меня ухаживать за животными: доить коз и коров. Меня приучали заботиться о кроликах и курах. Я любил кормить поросят со своих рук. Их мягкие пяточки тыкались в мои руки, прося лакомства. Укладывая меня спать, бабушка напевала мне колыбельные песни.

Кадр 19

На водонапорной башне жила семья аистов. Я помню, как мы с сестрой бегали по большому лугу и рвали ромашки для мамы и бабушки. Помню, как папа поднимал нас на руки и кружил. Потом мы бежали купаться. Бабушка встречала нас дома, угощала тёплым молоком с мёдом. Хочу, чтобы родители мои жили долго и счастливо, ведь именно они подарили мне счастливое детство.

Кадр 20

Малая Родина

А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок.

Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,
Может, у океана, на дикой скале,
Человек, своей жизни, фундамент заложит…
И свой выстроит дом, лучший дом на земле.

И введет в дом жену, без хозяйки он пуст,
И ребенок родится, как положено, в срок…
На большой своей Родине, с именем Русь,
Назовет малой Родиной, тот уголок.

И куда бы он не был заброшен судьбой,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать, у него за спиной,
Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина.
Николай Турченков


Дорошенко А.Ю.

Чувство любви к малой родине. Из этого чувства только и происходит чувство любви к нашему общему Отечеству – России. Но любовь к Родине не может ограничиваться только словами. Отечеству не нужны только слова, даже самые красивые. Нашей Родине нужны добрые дела. Только конкретными делами, а не на словах, мы можем доказать свою любовь к Родине.

Кадр 21

Сегодня у нас в гостях как раз такой человек, который много раз, делом, доказал свою любовь к нашему Отечеству. Это Виктор Аполлонович Андреев – ветеран милиции, бывший шофер, начальник автоколонны, а затем начальник Госавтоинспекции.

Кадр 22

Только медалью за «Безупречную службу» он был награжден трижды, а также знаками «Отличник милиции», «За отличную службу в МВД». Однажды в Петербурге произошло тяжелое дорожно- транспортное происшествие. При выполнении служебных обязанностей Виктора Аполлоновича сбила и переехала машина. Он оказался в больнице. Травмы были такими тяжелыми, что врачи были полностью уверены, что Виктор Аполлонович не сможет выжить.

Кадр 23

Но он назло всем мрачным прогнозам победил смерть и вернулся в строй.

Вопросы интервью:

    Уважаемый Виктор Аполлонович. Сегодня мы ведем серьезный разговор, что такое «малая Родина». Как Вы понимаете, что такое для Вас – малая Родина, какой город, деревню Вы называете своей малой Родиной и почему?

    Как Вы думаете, что должен делать человек, чтобы стать патриотом. Какие черты характера нужны для этого?

    Что Вы могли бы пожелать нашим воспитанникам?

Буянова Т.М.

Рассказ о Зеленцовых Василии Павловиче и Галине Михайловне. (сопровождается презентацией, музыка «Мама» Поля Мориа).

Семьи бывают разные: многодетные, гостеприимные, крепкие… И чем больше их будет, тем сильнее будет наша Россия.

Кадр 1

С одной из таких семей я хочу вас познакомить: Зеленцовы Василий Павлович и Галина Михайловна. Они тесно связаны с нашей школой. Василий Павлович много лет был помощником директора по режиму, а Галина Михайловна приходила в школу делать ребятам прививки, а

однажды, целый месяц, в свой отпуск, бесплатно проработала у нас медработником в летнем лагере.

А началось всё давно, когда нас с вами на свете ещё не было.

Кадр 2

В далёкой Вологодчине в 1925 году в семье Зеленцовых родился сын- Василий. Трудные это были годы.

Кадр 3

Трудились за трудодни. Денег не платили вообще, трудодни оставались на бумаге в виде палочек. Родители с детства приучали сына трудиться. И рос он добрым, любознательным, трудолюбивым, на радость отцу и матери.

Кадр 4

В 1941 году закончил восьмилетку. Было Васе Зеленцову 16 лет. В классе было 39 мальчиков и 1 девочка. Все 39 ушли на фронт, а вернулось всего двое. Одним из них был Василий Павлович.

Кадр 5

«Не жилец» - говорили многие. В левом боку дыра: нет рёбер, перебиты почки, покалечена рука. Да и среди живых оказался случайно. Когда после очередного кровопролитного боя под Ленинградом уносили тела раненых и убитых, Василия Павловича посчитали убитым. А в нём теплилась жизнь. Пошевелился и это увидел санитар. Месяцы в медсанбате. Вытащили с того света, но рана не заживала. Таким между жизнью и смертью его отправили домой. В деревне оказался хороший фельдшер. Рана начала затягиваться. Да и жизнь продолжалась. Встретились Василий Павлович и Галина Михайловна - поженились. Сложилась семья на любви, взаимоуважении, доброте.

Кадр 6

Семья Галины Михайловны тоже из крестьян. Много всего пришлось хлебнуть. С детства была бойкой, веселой, училась хорошо. Колхоз отправил после школы её на учебу в медицинское училище. Медицинская сестра - благороднейшая профессия. Раньше называли - сестра милосердия: милая сердцу, помогающая больным.

Кадр 7

В 50-е годы приехали в Сланцы. Принимая Галину Михайловну на работу, главный врач спросил: «А что умеете делать? «Все!»- был ответ. Ну, так и все?». Но поверил в молодую медсестру и не пожалел. 69 лет – общий трудовой стаж Г.М. В помощи не отказывает никому. Уходила на работу, когда ещё радио не работало, а возвращалась затемно. И так всю жизнь.

Кадр 8

В 2013 году Совет депутатов Сланцевского района присвоил Галине Михайловне звание Почетного гражданина. Её знает почти весь город. Приходят за помощью домой.

Кадр 9

Особенно любят лечиться у Галины Михайловны дети и дарят ей в благодарность самые любимые свои игрушки.

Дома у Галины Михайловы очень тепло и уютно. Когда мы с Андреем Юрьевичем были у нее в гостях, раздался стук в дверь. Оказалось к Галине Михайловне приходит 4-летний мальчик за конфетами.

Но прежде чем открыть дверь Галина Михайловна тоже подаёт условный сигнал.

Кадр 10

Давно уже нет рядом Василия Павловича, но есть память и друзья. Надёжные, верные. Среди них Михаил Григорьевич, Екатерина Дмитриевна.

Екатерина Дмитриевна слово Вам.

Выступление Е. Д. Евгеньевой о семье Зеленцовых.

Слово Г. М. Зеленцовой.

Наш подарок Вам, Галина Михайловна, песня в исполнении победителя конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»Кузнецовой Е.И. «Малиновый звон»

Дорошенко А.Ю.

Ребята, а знаете ли вы людей, которые прославили нашу Ленинградскую землю?

Ребята рассказывают о героях Ленинградской земли.

Кадр 25.

Выборгский район Поздняов Сергей.

Гущин Андрей Юрьевич - Герой России, – командир десантно-штурмового батальона бригады морской пехоты Северного флота. В 1995 году направлен на Первую чеченскую войну. Отличился при взятии здания Совета Министров. Противник хорошо знал местность, атаки следовали с разных сторон. Многие атаки заканчивались рукопашными схватками. Всего было отбито 12 атак, в которых враг потерял до 300 человек убитыми и ранеными, уничтожены 1 танк, 1 боевая машина пехоты. Когда положение стало критическим, капитан А.Ю. Гущин сделал то, чего враг совсем не ожидал от солдат, несколько суток ведущих непрерывный бой – поднял бойцов в атаку. Причём не на «ура» во весь рост на пулемётные точки, а со скрытым подходом, внезапным броском. Это решило исход боя – десятки врагов остались лежать там. Гущин был трижды ранен и контужен в этих боях, но продолжал командовать подразделением. В последний раз, кроме ранения, был завален рухнувшей стеной, но бойцы сами, без команды, нашли и откопали своего командира. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, указом Президента Российской Федерации капитану Гущину Андрею Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Кадр 26

Приозерский район Лисин Николай.

Мой район гордится подвигами Георгия Петровича Ларионова - отважного лётчика, Героя Советского союза. Он участник советско-финляндской войны. Совершил 120 боевых вылетов, уничтожив 10 машин врага.
14 февраля 1940 года в воздушном бою пилот сбил три самолёта противника. Машину его серьёзно повредил вражеский зенитный снаряд. Положение казалось безвыходным. Однако он сумел вывести трудно управляемый истребитель из фронтовой зоны и благополучно посадить его на своём аэродроме.

В боях он уничтожал вражеские корабли. При выполнении боевого задания самолёт командира авиационной части был атакован шестьюсамолётами врага. Г.П. Ларионов поспешил на выручку товарищу. В бою были сбиты два из них, остальные обратились в бегство.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Георгию Петровичу Ларионову присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб герой в июле 1941 г.

Кадр 27

Кингисеппский район Стольников Сергей.

На площади Славы в Кингисеппе захоронен Герой Советского Союза Графов Игорь Александрович. В феврале 1944 года его взвод вел тяжелые бои в районе реки Наровы, отражая яростные атаки врага. Потеряв всех товарищей, Графов отстреливался до последнего патрона. В дикой злобе гитлеровцы убили его прикладами.

Кадр28

Тихвинский район Марецкий Леонид.

Тихвинский район знаменит династией Римских- Корсаковых. Яков Никитич был соратником Петра1, первый губернатор Санкт- Петербурга, Воин Яковлевич- известный мореплаватель, а Николай Андреевич –великий композитор.

Кадр 29

Киришский раон. Сысин Андрей.

В Киришском районе в начале 19 века проживало одно из самых знаменитых семей России – Бестужевы. Её глава- Александр Федорович был человеком редкой нравственности и доброты. Детей своих воспитал в духе свободы. Четверо его сыновей участвовали в восстании декабристов. В Кирашах есть улица декабристов Бестужевых.

Кадр 30

Волховский район. Пакшин Дмитрий.

В моем районе проживает много замечательных людей и среди них Дмитрий Васильевич Талов - Герой Социалистического труда. Не сразу поверил простой рабочий паровозного депо, что его труд может быть оценен так высоко. Но тогда было такое время- почет и уважение человеку труда. А ведь он и фронтовик: сражался под Сталинградом, дошел до Чехословакии имеет боевые награды, среди которых: Орден Славы, Красной Звезды…Его товарищи по работе отмечали, что трудился он с настоящим рабочим азартом, не ради славы, а ради дела, которому посвятил себя.

Кадр 31

Сланцевский район Герасимов Виталий
Сланцевчане гордятся тем, что на их земле родился и жил Герой Советского Союза, лётчик Михаил Дмитриевич Баранов. К августу 1942 года он совершил 285 боевых вылетов, лично сбил 31 вражеский самолет. А 6 августа 1942 года под Сталинградом в неравном бою сбил 4 вражеских самолета. Было Баранову всего 20 лет. Он был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы. За ним специально охотились немцы. Герой погиб 17 января 1943 года. Его прах покоится на Мамаевом кургане в Сталинграде, а одна из улиц в Сланцах носит его имя.

Кадр 32

Волосовский район Дудин Алексей

Волосовский район связан с именем Николая Константиновича Рериха. Художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов. В Изваре, в имении отца, в конце 19 века, юный Николай Рерих проводит свои первые исследования древних захоронений. В 1984 г. там был открыт Музей-усадьба Рериха.

Кадр 33

Всеволожский район Смирнов Владимир.

Жители нашего района гордятся достижениями Владимира Павловича Белоусова, олимпийского чемпиона по прыжкам с трамплина. Он единственный обладатель олимпийской награды в истории советских прыжков с трамплина и один из двух чемпионов мира в истории советского спорта. Является почётным гражданином города Всеволожска.

Кадр 34

Гатчинский район Реутов Денис.

14- летний партизанский разведчик Коля Подрядчиков был самым сноровистым добытчиком взрывчатки и трофейного оружия в партизанском отряде. Ходил через линию фронта. Ночью, на минном поле, запасаясь взрывчаткой, Коля Подрядчиков погиб.

Одна из улиц Гатчины носит его имя.

Кадр 35

Подпорожский район Хабиров Роман.

В сентябре 1941 года тяжёлые бои развернулись за Подпорожье. Против наших войск стояли финны и полк шведских фашистов. Именно там совершил свой подвиг танкист Иван Степанович Кудрин. Он пятеро суток раненым защищал в одиночку свой танк от противника. За это в ноябре 1941 года получил звание Героя Советского Союза .

Кадр 36

Кировский район Алексеев Игорь.

В Кировском районе вечером 1970 года в котёл ГРЭС вместе с торфом из Синявинских болот, где во время войны шли тяжелейшие бои, попал снаряд. Раздался страшный взрыв. Огненный смерч пронёсся по котельной, сжигая всё на своём пути. Ещё немного - и взлетят на воздух котлы. Нужно было немедленно погасить их. Судьба электростанции оказалась в руках машинистов В.Е. Лебедева, А.М. Сельцер, В.И. Розова, Н.С. Гончарова. Четверо бывших фронтовика спасли ГРЭС ценой своей жизни.

Кадр 37

Лужский район Филиппов Василий.

Среди героев Лужского района навеки вписано имя партизанки Тоси Петровой Тося много раз ходила в разведку в районы занятые гитлеровцами. Этот партизанский отряд считался одним из самых боевых. Но рано утром 4 ноября 1941 года, когда в лагере осталось всего 12 партизан, остальные ушли в разведку, их окружили гитлеровцы. Увидев фашистов, Тося метнула в них гранату. Партизаны, услышав взрыв, приняли неравный бой. Тося была ранена, убила 2-хврагов, ранила одного. Гитлеровцы окружили отважную девушку. Чтобы не попасть в руки врага, последнюю пулю она оставила для себя. В Луге ее имя носит одна из улиц.

Дорошенко А.Ю.

Кадр 38

Здесь горели костры партизанские

Когда шёл над Невой страшный бой.

Беззаветные судьбы солдатские

Закрывали Отчизну собой.

Гостеприимная, хлебосольная

Красотой новых дел молода.

Ленинградская область раздольная

Для меня ты на свете одна.

Буянова Т.М.

Из нашей школы тоже вышли ребята, которые учатся, работают, честно служат и своей малой Родине и всей стране: (перечисляются)

-Капустин Михаил окончил Гатчинское педагогическое училище. Сейчас обучается на последнем курсе в Академии физической культуры имени Лесгафта.

- Заносьев Александр - обучается на 3 курсе

«Малая Родина, малая Родина,

Наша весна и любовь,

Горечь рябины и сладость смородины,

Осени хмурая бровь…

Сколько бы ни было читано - пройдено

Лет, километров и строк,

С нами всегда наша малая Родина-

Наш благодатный исток. »

Кира Зубарева.

А.Ю. Дорошенко

С напутственным словом к обучающимся обращается М.Г. Иванов.

Буянова Т.М.

песня иеромонаха Романа «Родник» исполняет Кузнецова Е.И. Видеофильм «Родник».

Дорошенко А.Ю.

"Дорогие друзья, заканчивается наш урок. Сегодня много говорилось о том, что же такое наша малая Родина. Нам бы хотелось, чтобы в ваших душах никогда не забывалось то светлое и доброе чувство, которое возникает при воспоминании о дорогой сердцу малой Родине".

Урок на тему: "Моя малая родина"

в 3-а классе МАОУ "СОШ №12 сУИОП"

города Губкин Белгородской области

Учитель: Головачёва Раиса Владимировна

Цели урока : уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном городе, его прошлом, истории его образования, достопримечательностях города.

Задачи:

Формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

Содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

Прививать навыки поисковой исследовательской работы;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку

Формируемые УУД :

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные:

Способствовать развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.

Коммуникативные:

контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Ученик читает стихотворение.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

2 . Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Кто из вас, дети, догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?

(о Родине)

3. Актуализация знаний учащихся.

Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово. Что оно означает?!

Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина.

Учитель :

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Учитель :

А что для вас, ребята, означает слово «Родина»?

Как называется наша страна?

Где она расположена?

Какие моря омывают нашу страну?

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Учитель:

И именно об этом говорит Константин Симонов.

Ученик :

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель :

Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?

4. Работа по теме урока.

- малая родина. Как называется наша малая родина?

Поднимите руку, кто здесь родился?

А откуда сюда приехали ваши родители?

Из каких мест?

Как давно они здесь живут?

А почему наш город так называется?

Сколько лет нашему городу?

Скажите, какие улицы нашего города носят имена знаменитых людей?

- А чем же знаменит наш город?

- Какие основные промышленные предприятия вы знаете?

Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?

Без кого не было бы нашего города?

Назовите одним словом …(людей)

- Какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?

- Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?

Почему?

- (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Учитель :

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Давайте сейчас прочитаем слова Василия Пескова, которые имеют очень глубокий смысл.

Текст № 2.

«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер».

Физминутка. (София Ротару "Родина моя")

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая Родина у каждого своя!

И нам никогда не надо забывать о том, что когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем, друг друга, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.

Учитель: сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:

Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я хочу пожелать ей…

Малая Родина для каждого человека своя, но главное, чтоб он любил её, не забывал и приносил ей только пользу!

На свете всё не бесконечно –

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это Родина моя.

5. Творческая пауза. Дети работают в группах.

- Нарисуйте красивые уголки своей малой родины, любимые уголки.

Нарисуйте, каким бы вы хотели видеть свою родину в будущем.

Напишите пожелания своей родине.

6. События в Украине. Минута молчания в память о погибших в Украине.

7. Итог урока.

О родине – негромко говорю: Ведь о большой любви кричать не надо. Она – моя отрада и награда, Скажу о ней – молитву сотворю: Будь вечно в благоденствии и славе, Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить, Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво И пред тобой себя не уронить!”. А. Прокофьева “ Родина?”

8.Рефлексия.

Марина Поплавская
Классный час в 3-м классе «Моя малая Родина»

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

А для нас – родительский дом .

Малой Родиной , где мы живем”.

ЦЕЛИ :

Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину , прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном посёлке.

Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

ЗАДАЧИ :

Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного посёлка.

Обогащать и систематизировать знания детей о посёлке.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям посёлка.

способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине , стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Ход классного часа.

1. Организация класса . Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам сначала поиграть. Давайте улыбнемся и скажем друг другу приятные слова.

Игра «Цепочка» (на сплочение) .

Обучающиеся встают из-за. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем.

(Учащиеся садятся на свои места) .

2. Вступительное слово учителя.

Чтец 1 : Звенит звонок,

Рассыпав смех весёлый,

Истосковался

В летний час по нас.

День добрый школа,

Дорогая школа!

День добрый,

Наш уютный светлый класс !

Чтец 2 : Опять ребят

Зовёшь ты на рассвете –

Счастливых, загорелых, озорных.

И говоришь :

«Мы снова вместе, дети!»

Ты нас встречаешь

Как друзей своих.

Учитель : Здравствуйте, ребята!

Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Я рада встрече с вами. Рада видеть вас повзрослевшими, уже в 3 классе . Поздравляю вас с началом учебного года и желаю, чтобы в этом году сбылись все ваши мечты, а также успехов в учёбе, чтобы вы получали только “4” и “5”.

День Знаний - праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.

Осень нежно нам всем сообщает,

Что пора школьных дней наступает.

С летом солнечным надо проститься,

Хочешь, нет ли, а надо учиться!

По доброй традиции первый в учебном году звонок зовёт на урок Знаний.

Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда составите слово из букв. (РОДИНА )

3. Работа по теме классного часа .

Какое слово получилось? Прочитайте тему классного часа на доске . О чем будем говорить?

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем ,

Мы Родиной светлой ,

Мы Родиной милой ,

Мы Родиной нашей зовем .

Что такое Родина для каждого из нас ? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение.

Ученик 1 : Что мы Родиной зовем ?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем. Ученик 2 : Что мы Родиной зовем ?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

А сейчас подумайте, что значит Родина для вас . Скажите, как понимаете слово «РОДИНА » ?

Игра с мячом.

Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит : «Родина – это… » . Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители , друзья и др.)

Родина родина

Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

Когда слово «Родина » пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

Когда слово «родина » пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте где мы родились и живём .)

Вывод : Родина – это страна , в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.

Работа в парах.

Составление пословиц о любви к Родине .

-Выполните задание : составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине .

1) Если дружба велика, будет Родина сильна .

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне .

5) Кто за Родину горой , тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

Дорогие ребята! Вы родились в стране , которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна :

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.

Можем ли мы называть Россию своей Родиной ? (Да)

С какой буквы мы напишем слово Родина в этом случае ? (С заглавной) .

Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)

Объясните, что символизируют цвета российского флага.

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Россия – это наша большая Родина . Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок , где мы родились , где живут наши родители и друзья , где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город . Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя !

Малая Родина”

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина ,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя !

Наша малая Родина – это Московская область.

Ребята, если мы скажем, что живем в России в Московской области, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес :

Мы проживаем в России, Московской области, Ступинском районе, деревне Алфимово.

И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это деревня Алфимово.

Что вы знаете о своем селе?

А знаете ли вы,что?

Впервые д. Алфимово упоминается в документах 16 века. В 1627 году д. Алфимово упоминается как пустошь на алхимовском овражке, т. е. заброшенная земля рядом с алфимовским оврагом. Само название произошло от церковного имени Евфимий (по-гречески – благочестивый) . Простонародная форма этого имени Алхим. Одной из достопримечательностей деревни является Никольская церковь, которая располагается в соседнем селе Еганово. Из устного предания известно, что на том месте, где стоит Никольская церковь, святой благоверный князь Дмитрий Донской, возвращаясь с победой с Куликова поля, велел срубить часовню для поминовения воинов, жизнь свою отдавших за Отечество в битве с полчищами Мамая.

В настоящее время В Никольской церкви служит протоиерей отец Рафаил. Приходя в церковь, жители нашей деревни находят здесь спокойствие и утешение.

Также наша местность славится родниками с высоким содержанием серебра. Один из них расположен в низине, прямо над возвышающимся на горе храмом села Чиркино. Он славится необыкновенной концентрацией в нём серебра. Над источником возвышается сень с куполом и крестом. Рядом есть удобная купальня. Особенную известность имеет древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Он находится в глубоком овраге, заросшем деревьями и кустарниками. Летом, даже в самую жаркую погоду, там прохладно. Вода в источнике очень холодная. Это оттого, что там бьют многочисленные родники. Ежегодно 2 августа на праздник Ильин день паломники совершают туда крестный ход, купаются в источнике и пьют из него воду. На нём сделана купальня и устроен красивый колодец. Два других источника расположены на подъезде к храмовому комплексу, в деревне Щербинино у моста через речку.

А уж какой богатый растительный и животный мир нашего края!

Сейчас мы поиграем в игру.

Посмотрите на эти картинки и скажите, как одним словом мы можем их назвать? На какие три группы мы можем их распределить.

Клён деревья

Шиповник

Малина кустарники

Смородина травы

Одуванчик

Молодцы. А сейчас возьмите картинки и распределитесь на три группы растений.

Богат у нас и животный мир. Распределите животных : кошка, лиса, окунь, воробей, карась, кукушка, белка, сорока, сом, дятел, линь, медведь, снегирь на группы. Сколько групп получилось. () . (3 человека выходят к доске, распределяют по группам) .

Ребята, а какие ещё достопримечательности нашей деревни вы можете назвать? (Библиотека, школа, детский сад, магазин, памятник героям, павших за Родину в годы войны ).

В нашем посёлке есть улицы и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес. /дети называют/.

Ребята, в Алфимово нет заводов, фабрик, но есть другие предприятия, где работают люди. Профессии у людей самые разные. Вот где и кем работают ваши мамы, мы сейчас узнаем, поиграв в игру. (Учитель передаёт палочку ребенку, ребенок должен сказать, кем работает мама и передать палочку своему соседу).

Много стихотворений посвящено нашей Родине .

Андрей прочитает нам стихотворение, которое посвящено нашей любимой и дорогой деревне. Оно так и называется «Родное Алфимово» .

Мы будем взрослыми когда-то,

Разъедемся мы кто куда,

А вот Алфимово родное

Мы не забудем никогда.

В краю родном всегда всё лучше.

И реки, небо и леса,

И солнце светит, как-то ярче,

Когда глядишь на небеса.

В деревне есть дома большие.

Есть школа, почта и больница.

А там за речкой. За рекой

С трубы высокой дым клубится.

Здесь люди разные бывают,

Порой и добрые, и злые,

Но ты нигде не встретишь лучше.

У всех тут души золотые.

Какой вы хотите видеть свою малую Родину ? Что для этого надо делать?

Вывод : Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину , тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

4. Подведение итогов.

А закончим мы наше занятие эпиграфом :

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом .

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной , где мы живем”.

- Говорят : “Где родился , там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился , где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ .

5. Рефлексия.

Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала ?