Пробуждение Родовой памяти. Конспект "возникновение земледелия и скотоводства" Вставьте пропущенные слова

Ответы к школьным учебникам

2.Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Детки рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает - усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли:
- Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...

Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость - «не барин».

3.Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Нужно сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян тех пор, никогда не считал фермеров людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, разум и людскую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детками. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с детками за грибами.

Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горы- нычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»

В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни.

4.В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он учавствовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото учавствовать в труде, и таковой труд - не тягость, не наказание, а удовлетворенность.

6.Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Перед мысленным взглядом читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника.

2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей.

3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке.

5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям.

6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря.

7) Картины сельского труда, которые следит ребенок.

8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.

9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню.

7.Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши - это и есть будущее народа.

8.Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

См. 6-й вопрос.

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Стр. 187

1.Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:

вирши - стихи
коснулось души умиленье - человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты - автор называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты - доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги - веселые походы в лес за грибами
рубанок - столярный инструмент
синеющей лентой - автор сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство - автор имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой - хлеб, который достается не даром, а благо¬даря большому труду.

2.Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

3.В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние - скульптурное изображение; статуя.
Величава - проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький - свой, родной.
Удел - доля, судьба, участь.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи :

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей

    Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

    Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Экран

    Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

    Дидактический раздаточный материал для работы групп

    Таблички на столах с названиями «родовых общин»

    Листы самоконтроля

    Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске

    Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир»

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

    Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2007

Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас немного необычный урок на нашем уроке присутствуют гости давайте их по приветствуем (похлопали) Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята прежде чем познакомится с нашей сегодняшней темой давайте с вами немного поговорим!!! Сейчас мы с вами прочитаем эпиграф к уроку.

Актуализация знаний (слайд 1).

Учитель : Чтобы уже точно понять с нашей темой давайте с вами поговорим.

    Что вы ели вчера и сегодня?

    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

    Откуда брали пищу самые первые люди?

    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

    Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока) Эпиграф:

Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

Нет стране благополучья, царь не ведает победы

Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

Унсури

Мотивация (слайд 3).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху.Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

Работа в группах (слайд 5):

Группы

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Род Орла

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

1. Земледелие возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

А) мотыгу

Б) серп

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло:

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке

В) около 10 т.л.н. в Западной Азии

Г) около 7 т.л.н. в Двуречье

(р-т з.13)

Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

4. Скотоводство возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

А) тигр

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Ремесло (слайд 11):

7.Что такое ремесло?

А) обработка земли

Б) разведение скота

В) изготовление изделий

Г) продажа товаров

8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

9.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

В) строительство жилищ

10. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (устно – слайд 12)

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

В) охота

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля .

(слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

Практическая направленность (слайд 15):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

    Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье

    (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания?

    От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

Рефлексия:

    Что на уроке было главным?

    Что было интересным?

    Что нового я узнал на уроке?

    Чему научился?

Домашнее задание:

п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

Список использованной литературы:

    Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)

    Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)

    Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Приложение 1. Таблички на доске

1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

2. 10 тысяч лет назад

Западная Азия

3.Земледелие

Каменный топор

Мотыга

Серп

Зернотерка

4.Скотоводство

Ремесла

Гончарство

Прядение

Ткачество

Приложение 2. Лист самоконтроля

учащегося 5 ___ класса ________________________________

№ вопроса

Ответ

Баллы

В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов: ________ Оценка: ____________

Лист Самоконтроля

Учащегося 5 А Класса __________________________________________

вопроса

9 10

ответ

баллы

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

Род Бобра

Мотыжное земледелие. Составьте рассказ по картинкам о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Род Орла

Приручение животных Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

Род Ящерицы

Возникновение ремесел Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова:

Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3


Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
Дидактический раздаточный материал для работы групп
Листы самоконтроля
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
Форма урока: урок – игра
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20
Актуализация знаний.
Как была открыта пещерная живопись?
Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
Что вы ели вчера и сегодня?
Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
Откуда брали пищу самые первые люди?
Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
Мотивация
Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию.
Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.

Изучение нового материала:
Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).
Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
Родовая община это коллектив людей, связанных между собой родством.
- Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
Роль старейшин в родовых общинах:
1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
2. Разрешает споры внутри рода.
Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.
Записывают схему.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

Работа в группах:(10 мин).
Группы
Содержание плана урока
Проблемное задание

Род Лошади

Мотыжное земледелие


Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Род Бизона

Приручение животных

Род Медведя

Возникновение ремесел
Возникновение ремесел.
Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.
1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину, мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.
2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.


Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).
Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).
Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.
Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.
Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).
1. Земледелие возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
2. Найдите лишнее:
В земледельческих работах применяли:
А) мотыгу
Б) серп
В) каменный топор
Г) гончарный круг
3. Скотоводство возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
А) тигр
Б) лошадь
В) корова
Г) собака

5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
А) изготовление рыцарских доспехов
Б) гончарство
В) прядение
Г) ткачество
6.Гончарство – это:
А) изготовление нитей
Б) изготовление глиняной посуды
В) изготовление ткани
Г) строительство жилищ
7. Выберите неправильный ответ:
Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
А) составляли племя
Б) состояли из больших семей
В) управлялись советом старейшин

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.
Обсудим проблемную ситуацию
Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.
1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Рефлексия:
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового я узнал на уроке?
Чему научился?

Домашнее задание:
п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14

Список использованной литературы:
Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Лист Самоконтроля


вопроса
1
2
3
4
5
6
7

Лист Самоконтроля
Учащегося 5 А Класса __________________________________________


вопроса
1
2
3
4
5
6
7

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

Лист Самоконтроля
Учащегося 5 А Класса __________________________________________


вопроса
1
2
3
4
5
6
7

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

Род Лошади
Мотыжное земледелие.

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю., поэтому

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1

Род Бизона
Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и. Первым домашним животным была, потом люди приручили и одомашнили. Так из.. появилось. Домашний скот давал людям..

Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

Род Медведя
Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова:
Мы научились изготавливать посуду и одежду.
1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.
2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.
3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3

15.12.2015

Образ славянской Богини Йогини-Матушки очерняют тысячу лет , но до конца превратить её в злодейку так и не смогли. В трудную минуту Иваны-Царевичи и Иваны-дураки приходят именно к Бабе Яге, та их и покормит, и баньку им истопит, на печь спать уложит, а поутру Путь укажет, клубок волшебный подарит, проблемы поможет решить и т.д. Нет ни одной сказки, где бы Баба Яга съела бы ребёнка или человека, она только лишь пугает их, испытывает и обучает.

Подмена образа молодой светлой Богини на горбатую старуху-каннибала, которая крадёт и жарит в печи маленьких детей, стала возможной потому, что тысячу лет назад, когда наступили смутные времена и стало забываться Родное славянское миропонимание, Огненный обряд очищения детей стал восприниматься как сожжение детей .

Как красавица Йогиня стала Бабой Ягой

Страшная Баба Яга, да ещё на костяной ноге - это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства. Образ, пришедший к нам вместе с колобком и репкой из «старины глубокой». Однако тот период, то время на Руси, о котором повествуется в сказках, всё же не Древняя Русь, это относительно недавнее время, период образования на Руси государственности. Уже во многих сказках имеется князь, богатырь служит в дружине, многие герои уже люди крещёные… а Баба Яга - косматое, страшное, злобное чудовище, которое ворует маленьких детей, да и жарит-варит их, чтобы съесть! Однако, существует ещё и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими Богами и обрядами служения им, со своими героями и героинями. Так вот, ещё до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила-была прекрасная, юная богиня, с карезелёными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами - Йогиня. Всем она была хороша - и красива, и добра необычайно. И щеголяла она в Золотых сапожках, которые носили её по белу свету. И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот.

В каждой Славяно-Арийской Веси и в каждом граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучаемой ею доброте, нежности, кротости, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от гибели представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.

Рядом с горным Капищем Рода, в скале было специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означало, что дети-сироты проходят посвящение Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а став взрослыми, эти юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Однако с началом смутных времён, когда появилась необходимость отвлечь народ от древних знаний, образ красивой молодой Богини подменили образом злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт детей, жарит их в печи, а потом поедает. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

Скит Йогини-Матушки

Скит - это поселение с Капищем или Святилищем. Предгорный Скит Бабы Яги находился в дремучем лесу и был огорожен высоким круглым тыном (забором). А что было у Бабы Яги за тыном, что скрывал и охранял этот обережный круг? Избушку на курьих ножках, из которой, как в сказках говорится, вылетала Баба Яга на летательном аппарате с двигателем в одну нечистую силу. Но мало кто обращает внимание, что избушка не на куриных, а на курьих ножках . Что это за «курьи ножки»? Курьи - это дымовые ножки, т.к. это старое понятие, означающее дымить, производить дым (как, например, понятие - вулкан, который курится, или Курильские острова , на которых курящиеся гейзеры). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница). Он ещё имел степень вращения, которая приводилась в действие голосом, когда говорили: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Кроме того, в сказках избушка или дымовая область под ней являлась единственным проходом в иной Мир, т.е. зашёл и оказался в другом месте (в каком пожелаешь, в том и очутишься). Поэтому на подворье Бабы Яги часто было много всевозможной жити и нежити - так наши Предки называли другие формы жизни. Возможно, через подобные врата и прибывали на Землю разные существа с других систем и становилось возможным общение с ними.

К тому же избушка на курьих ножках светилась днём и ночью, переливалась огоньками, так её находили герои сказок: шли по тёмному лесу, увидели свет, а за тыном избушка. Т.е. было очень много всего, что современным восприятием не понять. Поэтому, чтобы не было путаницы между дымными ногами и куриными окорочками, чтобы вникнуть в смысл древних славянских сказок, понять, что там в действительности происходило — нужно менять наше мировосприятие .

Прохождение инициации

Помимо того, что эта Богиня, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но далеко не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причём помощь её в большинстве случаев - указание Пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Матушка Йогиня связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.

Всех, пришедших к ней за помощью да за знаниями, Матушка Йогиня экзаменовала на прочность намерения, чистоту помыслов и на способность выдержать и принять это знание. Поэтому все гости проходили через испытания.

Женщины же в сказках к Йогине попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы - т.е. такие, которые способны стать достойными жёнами князю или принцу или же сами претендующие на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из её родственниц. Но если женщина претендовала на большее - её экзаменовала Йогиня-Матушка. Только задания менялись - убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Не вина Йогини в том, что не каждому было дано пройти испытания. Сокровенные знания не всем пользу приносят; тот, кто неправильно их использует, может много вреда принести людям.

Вот и создался образ злобной бабы, вокруг избушки которой частокол из костей с черепами, да прочими атрибутами чёрной магии. А страх человека необразованного и вообще чудеса творит. Но мы-то с вами уже можем отличить правду от кривды, а значит, если внимательно отнесёмся ко всему, что написано в сказках, можно многое познать из жизни наших Предков.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

По истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи :

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

    Компьютер Мультимедийный проектор Экран Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» Дидактический раздаточный материал для работы групп (в конспекте урока в таблице) Таблички на столах с названиями «родовых общин» Листы самоконтроля (приложение 2) Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир» Годер тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

· Вигасина древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / , . – М., Просвещение, 2007

Основные даты : около 10 т. л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения

Ход урока:

Эпиграф: Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

Нет стране благополучья, царь не ведает победы

Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

Унсури

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель :

    Что вы ели вчера и сегодня? Из каких продуктов приготовлены эти блюда? Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему? Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока)

Мотивация (слайд 3).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т. л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

Работа в группах (слайд 5):

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

1. Земледелие возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

А) мотыгу

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло:

А) более 2 млн. л.н. в Восточной Африке

Б) около 40 тыс. л.н. в Северной Африке

В) около 10 т. л.н. в Западной Азии

Г) около 7 т. л.н. в Двуречье


Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

4. Скотоводство возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Ремесло (слайд 11):

7.Что такое ремесло?

А) обработка земли

Б) разведение скота

В) изготовление изделий

Г) продажа товаров

8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

9.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

10. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (устно – слайд 12)

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

Г) земледелие

Д) ремесла


Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля.

(слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода. путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т. л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени , они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

Практическая направленность (слайд 15):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.) Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания? От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

Рефлексия:

    Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового я узнал на уроке? Чему научился?

Домашнее задание:

п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

Список использованной литературы:

Брандт древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты) Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. . – М.: Мысль, 1990 (эпиграф) Старобинская и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Приложение 1. Таблички на доске

1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

2. 10 тысяч лет назад

Западная Азия

3.Земледелие

Каменный топор

Зернотерка

4.Скотоводство

Ремесла

Гончарство

Прядение

Ткачество

Приложение 2. Лист самоконтроля

учащегося 5 ___ класса ________________________________

№ вопроса

В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов: ________ Оценка: ____________

См. приложение 1