Система вокализации речи. Образование речи (вокализация)

Вокализация

Вокализа́ция I ж.

Пение на одних гласных звуках.


II ж.

Процесс постепенного замещения согласного звука близким по артикуляции гласным, проходящий в каком-либо языке в определённый исторический период (в сербском: [л] -> [о], в украинском: [в] -> [у] ) (в лингвистике ) .


Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Вокализация" в других словарях:

    - (франц. vocalisation, от лат. vox, vocis голос). Упражнение в пении для обработки голоса, состоящее в вытягивании голосом гласной буквы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВОКАЛИЗАЦИЯ особый способ… … Словарь иностранных слов русского языка

    вокализация - и, ж. vocalisation f. 1. Упражнения в пении по нотам, без текста, для обработки и развития голоса. Уш. 1935. Пение на одних гласных звуках. БАС 2. Ни чудный голос Патти, ни небывалая вокализация, ни блестящее исполнение последней арии, ни весь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ВОКАЛИЗАЦИЯ, вокализации, мн. нет, жен. (от лат. vocalis голосовой). 1. Упражнения в пении по нотам без текста, для обработки и развития голоса (муз.). 2. Переход согласного звука в гласный (линг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от лат. vox голос) первоначальная обработка голосадля пений. При вокализации поют целые упражнения не на слова, а на одиниз гласных звуков (а или е). Благодаря этому упражнению, голосприобретает ровность, подвижность и вообще развивается.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пение на гласных звуках. Простейший вид В. распевание какой либо гласной или слога поэтического текста двумя или более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Встречаются целые произведения или их части, где от начала до конца… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. vox голос) первоначальная обработка голоса для пения. При вокализации поют целые упражнения не на слова, а на один из гласных звуков (а или е). Благодаря этому упражнению голос приобретает ровность, подвижность и вообще развивается.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (франц. vocalisation, итал. vocalizzazione) пение на гласных звуках. Простейшим видом В. является распевание к. л. гласной или слога поэтич. текста двумя и более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Такая В. очень распространена в… … Музыкальная энциклопедия

    Вокализация, вокализации, вокализации, вокализаций, вокализации, вокализациям, вокализацию, вокализации, вокализацией, вокализациею, вокализациями, вокализации, вокализациях (

Система вокализма русских говоров.

Вокализм (от лат. vocalis – гласный звук) – система какого-либо языка, диалекта или говора. В отличие от литературного языка количество фонем в говорах может быть разным: кроме /а/, /о/, /у/, /и/, /е/, встречаются также закрытые напряженные, средневерхнего образования /ô/, /ê/. Таким образом, в сильной позиции, т.е. под ударением перед твердыми согласными во многих говорах может насчитываться 5 гласных фонем, но может встречаться и шесть, и семь.

Подъем Ряд

Передний

Верхнесредний

е(закрытое)

о(закрытое)

нелабиализованные

лабиализованные

Фонема /ô/ возникла на месте исконного [о] под восходящей интонацией, а /о/ - из исконного [о] под нисходящей интонацией и из /ъ/. Следовательно, всякое исконное [о] под ударением после твердого согласного не в начале слова представляет собой один из оттенков /ô/. В говорах фонема /ô/ не может быть беглой (как мох – мха), не может быть после мягких согласных (нёс, лёд); не может быть безударной (голова).

Итак, /ô/ может быть только после твердых согласных под ударением в словах, в которых оно не чередуется с «нулем» и встречается в некоторых аффиксальных морфемах.

Звук е, обозначаемый буквой ять, в древний период истории русского являлся особой фонемой, отличной от фонемы /э/. Судя по данным современных диалектов, он имел характер закрытого [е], а может быть, дифтонга [ие]. На протяжении истории развития русского языка этот звук пережил ряд изменений. Историю звука ê Алексей Александрович Шахматов, например, считал одним из самых интересных явлений истории русского языка. в ряде современных русских говоров, в том числе и в тех, которые легли в основу литературного языка, ê совпал по звучанию с [е], в других с [и], а в ряде говоров сохранился как особый звук [ê].

Если необходимо выяснить, какого происхождения гласный, например в словах река, несу, веселье, то следует взять те словоформы, в которых «искомый» гласный находится под ударением перед твердым согласным. Следует иметь в виду, что гласный [е],

который в современном русском литературном языке сохраняется только в позиции под ударением, исторически восходит к одному из трех звуков исконному ь, сильному и древнему е.

е исконный (сельский – сёла)

е е ь сильный (пень – пня)

е древний (дело – дел, ветер- ветреный)

Если гласный [е] находится в корне слова, то часто его происхождение легко установить, не прибегая к данным исторической грамматики. Если гласный е из древнего е, то он чередуется с орфографическим ё и не выпадает: село – сёла. Исключением из этого правила составляют слова звёзды, гнёзда, вёдра, где е из е.

А в таких словах, например, как день, пень гласный [е] из ь сильного, так как в современном русском языке наблюдается беглость гласного.

Она представлена двумя основными типами: оканьем и аканьем.

Определяется теми изменениями, которые испытывают, претерпевают гласные неверхнего подъёма, т.е. -а-, -о-, --, -Э-, --.

Аканьем называется неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах. Их совпадение в одном звуке так определяется - аканье в широком смысле, противопоставленное понятию оканье . Аканье в широком смысле включает в себя разные виды неразличения гласных фонем неверхнего подъёма после мягких согласных в безударных слогах, так называемое еканье, яканье, иканье.

Оканье определяется как различение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах.

аканье: [трава], [дама], [стаит], при фонеме <о>;

оканье: [трава], [дома], [стоит], при фонеме <о>.

Как и аканье, оканье в широком понимании включает в себя полное или частичное различение в безударных слогах гласных неверхнего подъёма, т.е. ёканье. Таким образом, безударный вокализм русских говоров определяется следующими условиями:

  • положение гласных по отношению к ударению;
  • положение безударных гласных после твердых, мягких, шипящих, т.е. характером предшествующего согласного.

Кроме широкого значения аканье и оканье в диалектной литературе выступают в собственном значении термина, обозначая неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге после твердых согласных или совпадение их в [а] - аканье; и различение соответствующих фонем в первом предударном слоге после твердых согласных - оканье:

оканье [а] - <а> - [а] - аканье

[о] - <о> - [а]

- < > - [а]

Различение фонем следует понимать как реализацию этих фонем с своём конкретном, отличающимся от варианта, другом звуке, т.е. <а> выступает в виде варианта [а], <о> - [о].

И оканье, и аканье неоднородны по своему характеру в русском языке. Так аканье делится на Сильное (недиссимилятивное) и слабое (диссимилятивное). При сильном аканьи наблюдается совпадение гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге в [а] всегда, слабое аканье характеризуется зависимостью гласных первого предударного слога от гласного, стоящего под ударением.

<а> - [а] -а

<о> - [а] - а

< > - [а] - а

Различают две основных разновидности аканья: диссимилятивное и недиссимилятивное. Принцип первого прост: звучит всегда нормально. Принцип второго следующий: гласные фонемы неверхнего подъёма после твердых согласных совпадают, выступая в одном общем варианте [а], если под ударением любой гласный кроме - а-. Если под ударением - а- , то в первом слоге фонемы неверхнего подъёма реализуются в общем варианте [ъ] или [ы]:

[трава] недиссимил. [дыма] или [дъма] диссимил.

[дамой] нет условий для диссимиляции

[трыва] диссимил. траве [трав"э]

Звук, отличный от [а], в котором совпадают гласные фонемы неверхнего подъёма, при ударенном [а], по своему качеству неодинаков по разным говорам, а также и в одном говоре в разных фонетических условиях. Диапазон этого звука от широкого отодвинутого назад [э] до гласного верхнего узкого [ы]. Чаще же всего здесь выступает звук средний по подъёму между [э] и [а] - в «э».

Оканье делится на две разновидности: полное и неполное.

Полное оканье - это различение (несовпадение) гласных фонем неверхнего подъёма во всех безударных слогах.

[борода] [молодой] [табаком] [дома] [выдала]

Полное оканье - характерная черта северного наречия.

Неполное оканье - это различение фонем неверхнего подъёма только в первом предударном слоге. В других безударных слогах они совпадают в общем варианте [ъ].

[бърода] [мълодой] [тъбаком] [домъ] [выдълъ].

Неполное оканье характеризует окающие среднерусские переходные говоры (Владимиро-Поволжская группа говоров).

Р.И. Аванесов сказал: «Аканье связано с редукцией безударных гласных, оно вторично по отношению к оканью, возникло во второй половине 12 - первой половине 13 вв.на территории бассейна Верхней и Средней Оки и междуречья Оки и Сейма, оттуда постепенно распространялось на Запад, Северо-Запад и Север.» Аканье в широком смысле слова как неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах включает в себя яканье, иканье, еканье.

Яканье - тип безударного вокализма русских говоров, который характеризуется совпадением гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге в звуке [а] после мягких согласных.

нясла, вяду, в лясу, рябяты, пятак.

Яканье характеризует Южные районы страны - южно-великорусское наречие. Выделяют три типа яканья: сильное, умеренное и диссимилятивное.

Принцип диссимилятивного яканья тот же, что и диссимилятивного аканья: [н"су] [н"ас"и] Но! [н"исла].

При диссимилятивном яканьи в в первом предударном слоге [и] гласный, реже [э].

Умеренное яканье характеризуется зависимостью гласного первого предударного слога от качества последующего согласного. А именно перед твердым согласным произносится [а], перед мягким - [и] или [э]:

[нясу], [нясла], Но! [н"эс"и].

Сильное яканье - совпадение гласных фонем в первом предударном слоге неверхнего подъёма в звуке [а] после мягких согласных независимо от каких-либо фонологических условий.

Еканье и иканье - разновидности безударного вокализма после мягких согласных, характеризуются совпадением гласных фонем неверхнего подъёма либо в [э], либо в [и]:

[э] - <е>; [э] - <е>; [э] - <"а>; [и] - <е>; [и] - <е>; [и] - <"а>.

еканье иканье

неси, в лесу, петак ниси, в лису, питак.

Еканье представлено главным образом в среднерусских акающих говорах и в части северных окающих. В своё время (в 19в.) еканье было нормой литературного языка. Позже проникает иканье.

Ёканье следует понимать как термин, означающий произношение гласного [о] в первом предударном слоге после мягкого согласного в соответствии <о> и следовательно характеризующий систему различения гласных фонем <о> и <э>в этом положении.

Структурно выделяют две разновидности ёканья, характерные для двух типов окающих говоров: окающих среднерусских и говоров северного наречия.

Первая разновидность представлена во всех группах слов.

сёстра, нёсла, бёру, смётана, свёкровь.

Вторая разновидность - ёканье во всех группах слов кроме личных форм глагола.

нести, печь и подобные, сёстра, смётана, Но! беру, несу.

Первая разновидность территориально и структурно связана со средними окающими говорами и представлена в северных новгородских говорах.

Вторая разновидность характерна для северного наречия.

В северных говорах предударные слоги короче, чем ударные, большая краткость предударного слога была препятствием последовательному проведению перехода -э- в -о- лабиализации, т.е. она осуществлялась с меньшей недостаточностью или не охватила словоформ глагольного происхождения.

В языке, правила их употреб­ле­ния в разных фонети­че­ских позициях (сосед­ние звуки, ударность - безудар­ность, начало - середи­на - конец слова), возможности фонети­че­ской вариативности фонем, функцио­наль­ную нагрузку в речи . Возможно диахрони­че­ское и синхрони­че­ское описание вокализма.

Системы гласных фонем в различных языках насчитывают разное количе­ст­во единиц, одна­ко в любой системе обяза­тель­но наличие гласных основного треугольника

i - u .
a

Во многих языках пред­став­ле­на система, в которой кроме открытого /a/ и закрытых /i/ и /u/ имеются гласные среднего подъё­ма /e/, /o/.

Системы гласных фонем с бо́льшим набором единиц встречаются в языках, где огублённость исполь­зу­ет­ся для разли­че­ния гласных не только заднего ряда, но и переднего ряда и где долгота гласных фоно­ло­гич­на . Наличие дифтонгов ещё более расширяет систему гласных.

Анализ системы гласных с точки зрения возможных в языке оппозиций даёт представление о количе­ст­ве фонем, но не о внутренней организации этой системы. Организация может быть разной. Так, наборы гласных в русском и украинском языках очень близки, однако системные отношения в них совершенно различны: рус. /a/ - /o/ и /e/ - /i/, напри­мер, связаны отноше­ни­я­ми чередования , тогда как в украинской системе гласных таких отношений нет. Для изучения того, в какую систему организован тот или иной набор гласных фонем, необходим учёт правил их употреб­ле­ния как в разных фонети­че­ских позициях, так и в разных позициях в пределах слова. Так, для русской фонемы /a/ существен­но, что в ударном слоге она не имеет никаких дистрибутив­ных ограничений, тогда как в безударном она не может употреб­лять­ся после мягкого согласного (в пределах литературной нормы). Правила употреб­ле­ния гласных в слове опреде­ля­ют­ся как живыми, так и историческими звуковыми законами (чередо­ва­ния гласных, гармония гласных и др.).

Фонетическая вариативность гласных определяется числом гласных в системе, различи­тель­ны­ми призна­ка­ми согласных , с которы­ми гласные способны сочетаться , общими особен­но­стя­ми артику­ля­ци­он­ной базы данного языка. Так, широкая фонети­че­ская вариативность русских гласных опреде­ля­ет­ся, во-первых, сравнительно небольшим количеством фонем в системе: отсутствие противо­по­став­ле­ния широких и узких гласных среднего подъёма допускает реализацию русской фонемы /e/ и как широкого [ε] (в словах «шест», «целый»), и как узкого [e] (в словах «честь», «если»); во-вторых, сочетаемостью гласных заднего ряда с мягкими согласными, что приводит к дифтонгоидности этих гласных - [a] в слове «сядь» и [u] в слове «чуть» [čut’] представ­ле­ны как неоднородные во времени звуки, начинающиеся и заканчи­ва­ю­щи­е­ся i-образным элементом. Наконец, вялость артикуляции гласных и сокраще­ние длитель­но­сти безударных гласных приводит к таким последствиям, как сильная назали­за­ция гласного после носово­го - в словах «нас», «мало» и др. и сильная каче­ствен­ная редукция - так, в словах «садовод» , «пароход» безударный гласный первого слога, будучи аллофоном фонемы /a/, является гласным не нижнего, а, скорее, верхнего подъёма.

Увеличение числа гласных фонем в языке (напри­мер, в английском , француз­ском , немец­ком), отсут­ст­вие мягких согласных (напри­мер, в итальянском , грузинском языках - при системе из 5 гласных) ограни­чи­ва­ет фонети­че­скую вариативность.

Существенными для системы вокализма являются также данные о функциональной нагрузке гласных в речи. Эта нагрузка зависит от количества гласных и согласных фонем в языке (если количе­ство гласных существенно меньше количе­ства согласных, то информа­тив­ная нагрузка гласных сравни­тель­но невелика) и от фонети­че­ской структуры слова в языке, так, в языках с гармонией гласных (см. Сингармонизм) функцио­наль­но нагружен­ным может оказать­ся лишь один гласный в слове - а именно тот, который опреде­ля­ет качество остальных гласных. Функцио­наль­ная нагрузка связана с частотой встреча­е­мо­сти каждой из гласных фонем в речи и с количе­ством минималь­ных пар, где данная фонема может выступать как един­ствен­ный способ различе­ния звуковых оболочек значимых единиц. Важной особенностью функцио­ни­ро­ва­ния системы гласных фонем является их участие в образо­ва­нии граммати­че­ских единиц в связном тексте , реализу­е­мом данной речевой после­до­ва­тель­но­стью: при дубли­ро­ва­нии грамматических значений в высказывании возможны случаи, когда роль гласного, реализу­ю­ще­го флексию, аффикс и т. д., несуще­ствен­на (ср. рус. «моя синяя чашка» и «моё синее блюдо» ).

  • Трубецкой Н. С., Основы фонологии, М., 1960;
  • Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979;
  • Бондарко Л. В., Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи, Л., 1981;
  • Lindblom B. E. F., Phonetics and the description of language, в кн.: Proceedings of the Seventh International Congress of Phonetic Sciences, The Hague - P., 1972.

Вторым важным изменением, затронувшим сонорный звук [r], стала его вокализация. В среднеанглийский период [r] был более раскатистым звуком и по своему звучанию больше походил на русский [р], чем современный английский [r]. Изменение в произношении звука [r] было отмечено известным драматургом и грамматистом Б.Джонсоном в начале 17 в., который писал, что [r] “звучит твердо в начале слов, в то время как в середине и на конце слов он становится более “расплывчатым” В ранненовоанглийский период[r] после гласного, в конечной позиции или перед другим согласным изменился в звук [ә], который становился глайдом к предыдущему гласному, таким образом, вместе они создавали дифтонг или долгий монофтонг. Результаты вокализации приведены в следующей таблице, предложенной Т.А. Расторгуевой:

Характер изменения Примеры
После кратких гласных После долгих гласных MidE EModE MidE EModE
o + r a + r i + r e + r u + r ә + r . i: +r e: + r ɛ: + r a: + r o: + r ᴐ: + r o:+r u: + r o: a: ɜ: ә aiә iә iә, ɛә ɛә ᴐ: ᴐ: uә auә for /for/ thorn /Ɵorn/ bar/bar/ dark /dark/ first /first/ serven /servәn/ fur /fur/ brother /broðәr/ shire /ʃi:rә/ beer /be:r/ ere /ɛ: r (ә)/ beren /bɛ:rәn/ hare /ha:re/ floor /flo:r/ more /m ᴐ:r/ moor/mo:r/ flour /flu:r/ for /fo:/ thorn /Ɵо:n/ bar /ba:/ dark /da:k/ first /fɜ:st/ serve /sɜ:v/ fur /fɜ:/ brother /’brᴧðә / shire /ʃaiә/ beer /biә/ ear /iә/ v. bear/bɛә/ hare /h ɛә/ floor /fl ᴐ: / more /m ᴐ:/ moor /muә/ flour/flauә/

Сонорный [r] способствовал расширению предшествующего гласного, тогда как при Великом сдвиге гласный становился более узким. Таким образом, эти два явления носят противоположный характер.

Как правило, вокализация [r] после долгих гласных происходила после их изменений по Великому сдвигу, но в двух случаях сдвиг и вокализация происходили одновременно. В сочетании ɛ: + r вокализация происходила на стадии ɛ: > e: + r > ɛә. Отсюда произношение "bear, to tear". В других случаях вокализация в сочетании ɛ: + r прошла после Великого сдвига гласных: ɛ: > e: > i: + r > iә, и соответственно появилось произношение "tear(N), fear, hear, beard".



Долгий монофтонг /a:/ имел несколько промежуточных стадий в ходе Сдвига гласных и вокализация [r] здесь могла происходить на одной из этих промежуточных стадий:

a: > æ: > ɛ: > e: > ei "fare, care, mare .

Поскольку процесс вокализации /r/ длился несколько веков, это был поступательный процесс и звук [r] перестал звучать не сразу. В американском английском он звучит в ослабленном виде после гласной, так как произносился ранними колонистами из Британии.

Вокализация [r] пополнила систему английских гласных новыми дифтонгами: , , [ɛә] и новым долгим монофтонгом [ɜ:].

Трифтонги /aiә/, /аuә/ рассматриваются большинством ученых как бифонемные сочетания соответствующих дифтонгов с нейтральным звуком.