Справит ли вертолет Chinook свой столетний юбилей? Американские военные вертолеты. Названия, описания и характеристики Разведывательный боевой вертолет

15 июня 1960 года совершил первый полет военно-транспортный вертолет Ми-10. Он относится к классу «летающих кранов» — винтокрылых машин, способных переносить грузы на внешней подвеске. По грузоподъемности он на равных соперничает с американским тяжеловесом Boeing CH-47 Chinook. С тех пор США новых вертолетов данного класса не выпустили. В России же появился Ми-26, который выступает в супертяжелом весе.

Сикорский проигрывает «Боингу»

Направление «летающих кранов» в США бурно развивалось в 50−60-е годы. Преимущество машин такого класса перед обычными, перевозящими груз внутри фюзеляжа, состоит в большей грузоподъемности.

Первый блин у американцев вышел комом. В 1952 году начались испытания Hughes XH-17, вес которого в те времена казался запредельным — 24 тонны. Диаметр несущего винта — 38 метров — так и остался непревзойденным. Вертолет сжигал громадный объем топлива и имел дальность всего лишь в 64 километра. В то же время на первых же испытательных полетах он продемонстрировал очень солидную грузоподъемность — 13,2 тонны. У нынешней основной машины ВВС США этот показатель на тонну ниже. В то же время до серийного выпуска XH-17 дело не дошло, поскольку машина оказалась и страшно неэкономичной, и не соответствующей требованиям по дальности и высоте полета.

Реально применявшимся как в военной, так и в гражданской авиации летающим краном стал Sikorsky CH-54 Tarhe, который начал эксплуатироваться в середине 60-х годов. Он был способен поднимать до 9 тонн груза на внешней подвеске, имел дальность 370 км и крейсерскую скорость, равную 185 км/ч. Эта машина, как и все, сделанное нашим бывшим соотечественником, имела в своей конструкции ряд крайне интересных новшеств. Вертолет был модульного типа. С него могла сниматься грузовая кабина для того, чтобы перевозить груз на подвеске. К нему могла пристыковываться открытая грузовая платформа. Были и другие варианты.

Однако широкого применения в армии этот вертолет не имел, хоть и повоевал на Вьетнамской войне. Его отодвинул на второй план вертолет конкурентов — Boeing CH-47 Chinook. При этом боинговская машина появилась чуть раньше машины Сикорского. Ее достоинства оценили в процессе эксплуатации во Вьетнаме.

Одновременно с CH-47, даже чуть раньше, появился и советский Ми-6, на базе которого был создан Ми-10.

Новое слово в винтокрылой авиации

Говоря о летающем кране Ми-10, следует знать, что он отличался от Ми-6 лишь фюзеляжем. Все остальное было общим.

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-6 был задуман в конце 50-х годов прежде всего как средство доставки мобильных ракетных комплексов на ударные позиции. Когда в 1958 году начались его летные испытания, мировые рекорды посыпались как из рога изобилия. Впоследствии не смогли до них дотянуться ни CH-54 Tarhe, ни CH-47 Chinook. Милевский вертолет смог поднять на высоту в 2000 метров 20117-килограммовый груз. А в 1964 году он развил скорость в 340 км/час, такое было недоступно даже легким вертолетам с улучшенной аэродинамикой.

Задание на разработку Ми-10 было выдано ОКБ Миля в 1958 году. Он предназначался, прежде всего, для доставки на внешней подвеске крылатых ракет большого радиуса действия и баллистических ракет. С возложенными на вертолет главными задачами Ми-10 мог справляться наилучшим образом. Однако советские военные стратеги несколько перемудрили, после начала эксплуатации в 1963 году выяснилось, что перевозить стратегическое вооружение наиболее оптимально иными способами. Поэтому была выпущена небольшая серия, не превышающая 50 машин. Также для нужд гражданских строителей создали модификацию Ми-10К. Кстати, эта модификация эксплуатируется в гражданском воздушном флоте до сих пор.

Новая машина ОКБ Миля в определенной степени повлияла на дальнейшее направление мировых разработок тяжелых вертолетов. Так, например, на обеих машинах, 6-й и 10-й, впервые в мире были установлены два турбовальных двигателя со свободной турбиной.

Ми-6 значительно опередил по серийности Ми-10, всего было выпущено около тысячи экземпляров. И работали они в армии до недавнего времени — до 2004 года.

Операция по спасению CH-47

Американским конкурентом тяжелого вертолета Миля стал CH-47 Chinook. Он начал эксплуатироваться на год раньше, в 1962 году, но совершил свой первый полет на 3 года позже. Хоть «американец» и выпущен в большем на 250 машин количестве, включая гражданские модификации, но по «удельной серийности» он проигрывает Ми-6, производство которого было прекращено в 1980 году. CH-47 выпускается до сих пор.

Военные версии вертолета используются в качестве «летающего крана» крайне редко. В основном его применяют для десантирования живой силы и в качестве спасательного вертолета. К неоспоримым достоинствам относится способность дозаправки в воздухе, возможность которой появилась в последних модификациях.

CH-47 имеет хорошую скорость — максимальная до 285 км/ч, дальность — 935 км. По первому параметру машины Миля значительно сильнее, по второму уступают «американцу». Правда, данные по дальности с максимальной нагрузкой компания Boeing не приводит. Что же касается грузоподъемности, то тут мы имеем 12284 кг против милевских 15 тонн.

CH-47 успел изрядно повоевать. И эти войны, начиная со Вьетнама и кончая Афганистаном и Ираком, показали не слишком высокую живучесть машины. Во Вьетнаме было потеряно более двухсот вертолетов. Причем были сбиты они в основном ручными гранатометами РПГ-7, предназначенными для борьбы с танками и прочей бронетехникой. Примерно то же самое происходило и в последующих горячих для американцев точках. Пара проданных Ирану CH-47 в 1978 году попытались вторгнуться на территорию СССР. Один был сбит ракетой, пущенной с МиГ-23. Второй, поврежденный, совершил вынужденную посадку и был передан нашему ВПК для изучения.

А в 2001 году у американцев появилась острая необходимость транспортировки подбитого в Афганистане из гранатомета транспортного CH-47. Своих технических средств у них для этого не было. На помощь был призван российский Ми-26, который с легкостью решил эту задачу.

Новое слово ОКБ Миля

Самый тяжелый в мире вертолет Ми-26 начал выпускаться в 1980. К настоящему моменту произведено более 350 машин. Всего было создано 15 его модификаций. По своим «тяжеловозным» возможностям он соизмерим с самолетами средней грузоподъемности ВТА. Так, например, в 1996 году Ми-26 поднял 224 парашютистов на высоту 6,5 км. Его номинальная грузоподъемность равна 20 тоннам. Транспортирование груза производится как на борту, так и на внешней подвеске — жесткой или гибкой.

Военные модификации оснащены всем комплектом оборудования, позволяющим осуществлять пилотирование в любых погодных и климатических условиях. Четырехканальный автопилот имеет функцию гашения колебаний груза на внешней подвеске. Метеолокатор позволяет обнаруживать не только грозовые скопления, но и препятствия, включая провода электропередач.

ЛТХ Ми-6, Ми-26 и CH-47 Chinook

Длина фюзеляжа: 33,2 м — 33,7 м — 15,9 м

Высота: 9,2 м — 8,2 м — 5,6 м

Ширина: 3,2 м — н/д — н/д

Диаметр несущего винта: 35 м — 32 м — 18,3 м

Объем грузовой кабины: 91 куб.м. — 110 куб.м. — 42 куб.м.

Масса пустого: 27240 кг — 28200 кг — 12210 кг

Максимальная взлетная масса: 42500 кг — 56000 кг — 24500 кг

Грузоподъемность: 15000 кг — 20000 кг — 12284 кг

Мощность двигателей: 2×5575 л.с. — 2×11400 л.с. — 2×4170 л.с.

Максимальная скорость: 300 км/ч — 295 км/ч — 285 км/ч

Крейсерская скорость: 250 км/ч — 265 км/ч — 260 км/ч

Дальность действия: 650−1000 км — 500−800 км — 940 км

Практический потолок: 4500 м — 4600 м — 3010 м

Статический потолок: 2500 м — 1800 м — 1675 м

Динамический потолок: н/д — 6500 м — н/д.

Из заявок, которые подали пять компаний по выпуску вертолетов Boeing CH-47, американские внутренние вооруженные силы отдали предпочтение варианту Boeing Vertol Model 114, как более соответствующего требованиям, предъявляемым к мобильному вертолету для фронта. Он должен быть снабжен оборудованием для полетов в разную погоду, выносить нагрузку 1814 килограмм внутри фюзеляжа или 7250 килограмм на тросе с внешней стороны, перевозить до сорока военнослужащих, обладать возможностью непосредственной загрузки в хвосте фюзеляжа, быть приспособленным для проведения эвакуации раненых и перевозки любой составляющей ракетной системы Martin Marietta Pershing. В июне 1959 году заключили первый контракт на 5 вертолетов YCH-1B. Позднее их обозначили CH-47A Chinook.

История вертолета Boeing CH-47 Chinook

Вертолет Boeing CH-47 Chinook, подобный образцу модели 107 — СН-46 в увеличенном виде, имел неубирающееся четырехопорное шасси, а с любой стороны части снизу фюзеляжа были расположены обтекаемые гондолы, поделенные по подотсекам, имеющие герметизацию.

Первая модель YHC-1B поднялась в воздух двадцать первого сентября 1961 года, к этому моменту заключили контракт серийного выпуска вертолетов СН-47А. Сперва Boeing CH-47 имели турбовальные двигатели Lycoming Т55-L-5 мощностью 1631 киловатт (две тысячи двести литров в секунду), а потом турбовальные двигатели T55-L-7 мощностью на валу 1976 (2650 литров в секунду). Поставлять вертолеты CH-47A начали в декабре 1962 года.

Обзор вертолета

С того времени выпустили не один вариант, в том числе СН-47В, имеющие турбовальные двигатели Т55-L-7C мощностью на валу две тысячи сто двадцать пять киловатт (две тысячи восемьсот пятьдесят литров в секунду), с новой конструкцией лопастей на несущем винте. Первая модель поднялась в атмосферу воздуха в октябре 1966 года, поставлять её начали 10 мая 1967 года. За ним следовала модель СН-47С, имеющая два турбовальных двигателя Т55-L-11C и мощность две тысячи семьсот девяносто шесть киловатт (3750 л.с.), усиленную трансмиссию и большую емкость баков для топлива. Первая модель такого вертолета совершила полет 14 октября 1967 года, а в начале 1968 года начали поставлять серийные машины.

Девять аппаратов, подобных модели CН-47C, построили для канадских Вооруженных сил, обозначив СН-147. Поставлять начали в сентябре 1974 года. Эту модель оборудовали последними системами безопасности и управления полетом, оптимальная масса во время взлета с земли составляла 22268 килограмм, а во время аварийного взлета с воды — 20865 килограмм. Помимо того, в кабине могли расположиться пять стрелков, в распоряжении любого был пулемет с калибром 12,7 или 7,62 миллиметров, помещенный на гибкую направляющую. Соответственно программе развития армии Америки, по одному вертолету всякой модели — СН-47А, СН-47В, а также СН-47С демонтировали до главного каркаса с дальнейшим проведением реконструкции для получения совершенствованного стандарта, который стал в качестве опытного образца СН-47D.

Эти совершенствованные вертолеты имели более мощные турбовальные двигатели, трансмиссию с увеличенным числом передачи и новым оборудованием электронного типа, а их конструкцию подвергли многим изменениям. На них используют вспомогательную силовую установку и тройную систему крюков для того, чтобы подвесить груз. После того, как были завершены летные испытания этих опытных моделей Американская фирма Боинг Вертол начала выполнять программы по переделке вертолетов СН-47А по стандарту СН-47D, и первый из них поставили в 1982 году. Британские внутренние силы сделали заказ на 33 вертолета, подобных варианту СН-147 Канады, обозначение его Chinook НС.Mk I. Они имеют британское оборудование и несколько специально предназначенных приспособлений. Первое устройство поставили в августе 1980 года, а в начале 1982 года осуществили поставку всех тридцати трех машин. Начиная с 1970 года вертолеты Чинук начали выпускать в Италии для заказчиков.

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.

Американские военные вертолеты являются одними из лучших вертолётов в мире.

С 1942 года американские военные использовали тысячи вертолетов для разведки, транспортировки и боевого обеспечения. Разработанные в 1930-х годах и используемые в военных действиях десятилетие спустя, главное отличие вертолета от самолета — лопасти, для вертикального взлета и посадки, парения, возможности летать вперед, назад, и из стороны в сторону — одним словом обеспечение более удобного перемещения в пространстве.

Между самым первым R-4, используемым во время Второй мировой войны и футуристическим S-97, мы собрали 12 лучших военных вертолетов США, которые поддерживают армия с неба.

UH-60 «Блэк Хок»(Черный Ястреб)

Армия начала поставлять в войска UH-60 в 1978 году. Задачей Блек Хок является транспортировка войск и тыловая поддержка. Тем не менее, он также участвовал в миссиях медицинской эвакуации, поисково-спасательных и вооруженном сопровождении. Более 2000 UH-60 Блэк Хок вертолетов находятся на вооружении армии США.

AH-64 «Apache» (Апач)

Апач на 2014 год являлся самым распространённым ударным вертолётом в мире. По состоянию на январь 2015 года, авиафлот Апачей накопил более 3,9 млн летных часов с момента его первоначальной поставки в 1984 году, согласно информации его производителя Boeing. Апач имеет четыре лопасти главного ротора и также четыре хвостового винта. «Боевое крещение» AH-64 состоялось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года.

Боинг CH-47 «Чинук»

Развитие Боинг «Чинук» началось в 1956 году. Двухвинтовый средний транспортный вертолет был доставлен на первое использование во Вьетнаме в 1962 году. И хотя уже появилось много совершенных вариантов, он еще используется в армии, и не ожидается сокращение, срок его службы до 2060 — возможно будет первым 100-летним вертолетом

Первый вылет H-34 был в 1954 году, и был приобретен армией и флотом в 1955 году. Согласно Тихоокеанскому Музею авиации, он является одним из самых узнаваемых вертолётов в военной истории. Он имел необычную форму, с двигателем позади кабины. Также назывался “Чокто”, и в основном известен за его многоцелевое использование во Вьетнаме. К сожалению, его производители решили, что будущие военные вертолеты требуют больше места, чем допускает “морской конек”.

MH-6 «Литтл Берд»

Прозвище ‘Убийственное яйцо’, главная его задача является доставка сил специального назначения над крышами или в узкое пространство. Первоначально он был разработан для разведки, но использовали его и для специальных операций и он доказал свою эффективность в бою.

Белл UH-1 «Ирокез»

Более нежно назван ‘Хьюи’, один из самых известных и массовых вертолётов в истории вертолётостроения. Серийно производится с 1960 года. Общее число вертолётов всех модификаций - более 16000 шт. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США - UH-1Y. Впервые он был использован во Вьетнаме, для перемещения пехоты. Администрация по борьбе с наркотиками по-прежнему использует Хьюи для антинаркотических рейдов в Афганистане.

S-61/SH-3 «Си кинг»

Си Кинг был первым вертолётом-амфибией на службе в армии. Он был использован ВМФ для обнаружения, классификации, отслеживания и уничтожения вражеских подводных лодок. Он состоит из лодки, как тела-корпуса и понтона с плавающими мешками, которые дают S-61 возможность приземлиться на воду. Хотя он уже снят с производства, он по-прежнему служит для президента США

Bell V-22 Osprey

Osprey Bell-Boeing является боевым многоцелевым вертолётом, который использует технологию конвертоплана объединенную из лучшими самолетами и вертолетами в одном вертолёте. Благодаря этой технологии V-22 взлетает и садиться как вертолет, но преобразовуется в турбовинтовый самолет в полете. ВВС использует итерацию CV-22 для специальных операций. В целом, Osprey был развернут в транспортных и эвакуационных операциях по всему Ираку, Афганистане, Ливии и Кувейте.

СН-53, произведенный Сикорским, является одновременно самым крупным и тяжелым вертолетом используемым военными. Он был использован почти три десятилетия, и имеет семь лопастей несущего винта. Морская пехота использовала их с 1980 года для тяжелой работы, так как они могут нести 13000 кг груза. Ожидается, что СН-53Е будет на службе до 2025 года.

Боинг Вертол CH-46 Си Найт

Вертол Эйркрафт произвели первый Си Найт для Морской пехоты и передали на службу в 1964 году. Вертолёт начал военную службу во Вьетнаме, где он осуществлял перевозку войск и грузов кораблей ВМФ в Китайском море. Это был средний гражданский и военно-транспортный вертолёт, используемый в Бейруте, операции Буря в пустыне, Ираке и Афганистане для нападения, транспортировки боевых войск, расходных материалов и оборудования. Уволен в 2014 году с вооружения ВМФ и 2015 году с Морской пехоты.

Bell OH-58D Kiowa Warrior

Произведен компанией Белл, Кайова применяется для разведки и непосредственной огневой поддержки наземных войск.В состав оборудования входят телевизионные и инфракрасные приборы, лазерный дальномер-целеуказатель, доплеровская радарная система и прибор ночного видения, установленный на шлеме пилота. Флот Кайова налетал 800000 боевых часов. Он должен был быть заменен на RAH-66 Comanche, который был пересмотрен в 2004 году. Как ожидается, Вертолет OH-58D спишут со службы в конце 2016 года.

Белл AH-1 «Кобра»

Первый в мире специально спроектированный боевой вертолёт, так как успешно применялся во Вьетнамской войне и других вооружённых конфликтах. Военные использовали его с 1967 года, был развернут в операции по освобождению Ирака в марте 2003 году. Вариация “Супер Кобра”имеет на вооружении и ракеты воздух-земля и воздух-воздух и также может быть оснащен неуправляемыми ракетами Hydra. В операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные «Супер Кобрами».

Boeing CH-47 «Chinook» - американский военный транспортный вертолет. Его проект создан и воплощен в жизнь известной компанией «Boeing Vertol». Он был разработан специально для обеспечения военных нужд США.

История разработки

Боинг CH-47 «Чинук» создали на основе «Модели 114», которая представляет собой двухвинтовой вертолет. В ней изменили не только оснащение, но и определенные конструкционные элементы. Над разработкой проекта трудилась фирма «Вертол». Работы по созданию проводили в 1958 году.

В 1960 г. фирма «Боинг» купила компанию «Вертол», и объявила об их слиянии. Все права на разработку «Чинука» теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После проведения летных испытаний воздушное военное судно переименовали в YCH-47A.

В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на службу в ВВС США. С их помощью транспортировали военных.

Интересный факт! Во время Вьетнамской войны на таких вертолетах было перевезено с полей боя около 10 000 сбитых воздушных суден различной модификации.

Доставка такого груза выполнялась посредством внешних подвесок.

За все время производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Разрешение на производство получили страны Италия и Япония. Первое государство выпустило больше 200 вертолетов «Чинук», Япония - 54 модели.

Особенности и преимущества

Вертолет оснастили новой электропроводкой. Она была разработана специально согласно его потребностям. По сравнению с базовой моделью на «Чинуке» была усовершенствована несущая система, оборудованная втулками из эластомера.

Силовая установка также претерпела значительные изменения. Она представлена двигателями марки T55-GA-714A. При этом была увеличена полезная нагрузка на 226 кг. Выбор этих двигателей основан на их надежности. В условиях работы при повышенных или пониженных температурных режимах они способны развивать мощность на 25% больше. Это позволяет воздушному судну быстро преодолеть неблагоприятные климатические условия.

Интересно. В условиях повышенной работоспособности эти двигатели расходуют топлива на 5% меньше, чем при обычной эксплуатации.

В вертолете «Chinook» установили три дополнительных топливных бака. Их общая емкость составляет 3028 л. Также в оснащении была применена новая система глобального управления судном. В нее входят различные авиационные приборы и устройства, управлять которыми можно одной кнопкой. Эта система работает в комплексе с инерциальной и спутниковой навигационными системами.

Приборная доска и оборудование самолета выполнено по принципу «стеклянной кабины». Панель кабины пилота оснащена различными электронными дисплеями. Чтобы оборудованием было легко управлять, предусмотрены специальные механические указатели. На них отображается вся необходимая информация. Такое конструкционное оснащение позволяет пилотам во время боевого задания концентрировать свое внимание на более важной информации.

Примечание. «Стеклянная кабина» в значительной мере упрощает управление самолетом, и позволяет отказаться от бортинженера.

Конструкция

Вертолет Боинг CH-47 оснащен цельнометаллической полумоноковой конструкцией. У нее прямоугольное сечение с округленными углами. В фюзеляже находится кабина для экипажа. Она рассчитана на 2-х человек. С каждой стороны этой кабины монтированы аварийные двери. Их сбрасывают в случае необходимости.

За этим отсеком идет грузовая кабина. Ее объем - 41,7 куб.м. В ней монтировано 44 кресла. 33 из них являются основными, 11 - дополнительными. Последние расположены возле центрального прохода.

В хвостовой части находится грузовой люк. Он оснащен погрузочной рампой, которая состоит их трех откидных секций. Также в нем размещены пилоны несущих винтов. Размер грузового отсека: 9,19×2,29×1,98 м. Общая площадь - 21 кв.м.

Интересно. В грузовой кабине предусмотрены дополнительные аварийные люки.

При необходимости грузовой отсек переоборудуется. В нем размещают до 24 тяжелораненых. Сопровождать их могут только 2 санитара. Если необходимо транспортировать пассажиров, в салоне устанавливают 44 кресла по схеме 2+2 с центральным проходом.

Военный вертолет может перевозить крупногабаритные грузы. Для этого в его конструкции предусмотрены специальные крюки и внешние подвески. Центральные выдерживают нагрузку до 11970 кг, передняя и задняя - до 7140 кг каждая.

Технические характеристики

Вместимость вертолета «Чинука»: 2 пилота и бортпроводник (или командир). Длина фюзеляжной конструкции - 15,87 м. Ее высота - 5,59 м. Масса пустого воздушного судна достигает 12210 кг. Вертолет взлетает при весе 24494 кг.

Максимальная скорость - 285 км/ч, крейсерская по приборам - 259 км/ч. Боевой радиус действия достигает 935 км. В оснащении воздушного судна присутствует стрелково-пушечное оружие: 2 пулемета, расположенных в дверях, 1 - на рампе.

Модификации вертолета

На базе CH-47 были разработаны такие модели боевых воздушных суден:

  • ACH-47A - оснащен бронированным фюзеляжем и современным оружием.
  • CH-47B - в вертолете установили усовершенствованные двигатели, оснащенные лопастями.
  • CH-47C - воздушное судно с новыми силовыми установками.
  • CH-47D - вертолет с улучшенными летными и техническими характеристиками.
  • CH-47J - модель разработана и сконструирована специально для Сил самообороны Японии.
  • CH-47F - получил новые двигатели, планер и авионику.
  • CH-47SD - в вертолете установлены увеличенные топливные баки и модернизированное цифровое управление.
  • C/MH-47E - многофункциональный вертолет. У него увеличена дальность полета, а также предусмотрена возможность дозаправки. Он оборудован новым вооружением.
  • MH-47G - вертолет предназначен для проведения спецопераций. В нем установлена новая авионика.
  • HH-47G - воздушное судно предназначено для проведения спасательных работ.
  • MH-47D - вертолет может совершать дозаправку непосредственно в полете. Он предназначен для выполнения спецопераций. Конструкторы установили в нем системы десантирования.
  • HC.Mk.1 и Mk.1B - оба вертолета сконструированы для ВВС Англии.

Кроме этих моделей существуют другие воздушные судна, которые сконструированы на базе «Чинука». Они предназначенны для эксплуатации на гражданских авиалиниях.

Кем эксплуатируется

CH-47 - тяжелый вертолет, предназначенный для выполнения боевых заданий. Его модели находятся на вооружении в более чем в 15-ти странах. В гражданских авиалиниях его используют Норвегия, Эквадор, КНР, Тайвань, Великобритания, США и Канада.

Новости и перспективы

Конструкторы воздушного судна постоянно вносят изменения в оснащение «Chinook». В 2014 году они провели испытания нового несущего винта. Его планировали установить на новые и уже эксплуатируемые модели. В 2018 году планировалась поставка модернизированных вертолетов этой серии Индии.